Конфликт между акционерами ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» (БППК) — правительством Иркутской области и ОАО РЖД в лице ее филиала Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) может переместиться в судебную плоскость. Вчера министр ЖКХ, транспорта и связи региона Петр Воронин предложил железнодорожникам решать финансовые разногласия с правительством в арбитраже. Региональное правительство считает, что ВСЖД необоснованно завысило расходы на выполнение пригородных перевозок на 500 млн рублей. Железнодорожники, в свою очередь, обвиняют чиновников в затягивании процесса подписания ряда договоров.
Вчера комитет по собственности и экономполитике заксобрания Иркутской области рассмотрел запрос группы депутатов к губернатору региона Дмитрию Мезенцеву о ситуации по организации пассажирских перевозок в пригородном сообщении. Поскольку документ поступил в заксобрание еще в начале года и касался вопросов создания ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», министр имущественных отношений региона Михаил Карасев бегло перечислил этапы, предшествовавшие появлению БППК. «Все корпоративные и юридические процедуры проведены и никаких препятствий для работы компании не существует»,— заключил господин Карасев. Министр добавил, что сейчас решаются вопросы по заключению агентского договора, договоров аренды подвижного состава и аренды инфраструктуры. Михаил Карасев также сообщил, что вопрос заключения этих соглашений дважды рассматривался на совете директоров БППК, но решение не принято, так как до сих пор не отрегулированы вопросы их стоимости. «В результате диалог перешел в несколько иную плоскость — из экономической в политическую и социальную»,— напомнил Михаил Карасев, подразумевая августовскую акцию железнодорожников, когда восемь электричек не вышли на маршруты.
Соглашение о намерениях создать ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания» было подписано в сентябре 2010 года, однако работать она начала только с 1 мая 2011 года. Правительство Иркутской области и ОАО РЖД не могли договориться о распределении уставного капитала в БППК, в итоге владельцем контрольного пакета акций общества стало правительство. По данным Петра Воронина, окончательные цифры региональная служба по тарифам представит на следующей неделе, сейчас РСТ рассматривает претензии ВСЖД к своим предыдущим расчетам.
Господин Воронин рассказал, что в качестве общей суммы расходов дорога указала 2,12 млрд рублей (из них 1,954 млрд рублей — затраты ВСЖД, остальная сумма — БППК), а служба по тарифам считает обоснованными только 1,6 млрд рублей. В этой сумме и 976 млн рублей убытков. По информации Петра Воронина, на их покрытие из федерального бюджета поступит 747 млн рублей, остальные 229 млн должны быть предусмотрены в областном бюджете (изначально в нем было заложено 243 млн рублей). «В прошлом году суммарные затраты на обеспечение пригородного сообщения составили 1,48 млрд рублей, в этом заявляется цифра 2,12 млрд»,— удивился министр ЖКХ. При этом он добавил, что по методике, которая была утверждена федеральной службой по тарифам, РЖД увеличили расходы по инфраструктурной составляющей затрат фактически в три раза по отношению к прошлому году. «Принимать такую сумму только потому, что она заявлена, мы не обязаны,— возмутился Петр Воронин.— Мы настойчиво предлагаем ВСЖД, если она не согласна с расчетами РСТ, решать спор цивилизованным способом — в суде. Пока же ВСЖД используют методы, которые в какой-то степени напоминают шантаж».
Претензии железнодорожников к правительству огласил заместитель начальника ВСЖД Александр Парщиков. Он напомнил, что между акционерами до сих пор не заключен ряд договоров, так как их подписание «блокируется представителями области». «„Краспригород” (ОАО «Красноярская пригородная компания» осуществляла перевозки на территории Иркутской области в январе-апреле.— „Ъ”) заработал 133 млн рублей, эти деньги находятся на счетах ВСЖД в замороженном состоянии — мы не можем их перечислить, так как нет договора»,— сказал господин Парщиков. Еще одним результатом незаключения договоров он назвал отсутствие источников для выплаты зарплаты сотрудникам дирекции по пригородным перевозкам ВСЖД. «Задача дирекции — выдавать подвижной состав в исправном состоянии. Зарплату сотрудникам платить неоткуда, так как договор аренды не подписан. Ранее у дирекции были доходы от продажи билетов, но теперь эта статья доходов отошла БППК. Девять месяцев РЖД авансировала эти расходы. Скоро мы придем к тому, что составы не сможем выдавать, так как они технически будут неисправны: ремонтировать их не на что»,— сообщил представитель ВСЖД. На вопрос, чем железнодорожники объясняют рост своих затрат на 500 млн рублей, господин Парщиков сообщил о письме, которое 14 июня было направлено на имя губернатора за подписью президента РДЖ Владимира Якунина. «В нем говорится, что 843 млн рублей будет погашено от реализации решений, принятых правительством РФ по инфраструктуре, и 754,9 млн рублей — убытки, которые терпит компания ОАО РЖД». Петр Воронин на это сообщил свою версию: «Это попытка РЖД вытащить из бюджета дополнительные 500 млн рублей». «Иркутская область проиграла „Краспригороду” за перевозки пассажиров всего в 30-километровой зоне 1,3 млн рублей. ВСЖД обслуживает более 2 тыс. км пригородным сообщением. Уже из этих данных можно посчитать, какие убытки несет ВСЖД»,— ответил на претензию министра господин Парщиков.
Итогом обсуждения стало решение комитета вынести вопрос на сессию заксобрания, чтобы ознакомить с этой информацией всех депутатов, а затем снять его с контроля, так как изначально он касался вопроса создания пригородной компании, а она действует уже пятый месяц.
Екатерина Еременко