В минувшее воскресенье в православных храмах России зачитали зачитали письмо с призывом привлечь к уголовной ответственности всех, кто причастен к организации и освещению в СМИ акции феминистской панк-группы Pussy Riot ("Бунт киски") в храме Христа Спасителя. Напомним, феминистская панк-группа Pussy Riot 21 февраля в ХХС перед алтарем, на глазах у изумленной охраны и немногочисленной публики, провела, как потом назвали это действо, "панк-молебн". Любопытно, что основное внимание общества официальная пропагандистская машина сосредоточила на "формате мероприятия" и, фактически, ничего не сообщила о мотивах, которые двигали феминистками. Хотя именно в них и заключаются настоящие причины столь резкой реакции светских и церковных властей на произошедшее.
"Раз мирные стотысячные демонстрации не дают немедленного результата, мы будем перед Пасхой просить Богородицу поскорее прогнать Путина", - с такими словами самая набожная панк-феминистка группы Серафима повела девушек в храм утром 21 февраля. Однако в "молебне" звучал не только призыв "Богородица, Дево, Путина прогони".
...Церковная хвала прогнивших воджей
Крестный ход из черных лимузинов
В школу к тебе собирается проповедник
Иди на урок - принеси ему денег!..
"Тошнит от того, что Патриарх беззастенчиво агитирует за Путина, уже сейчас обращаясь к нему как к Президенту России и говоря о том, что Путин якобы "исправил кривизну истории". Если Путин что-то и исправил, то это карманы свои приближенных - например, карман Святейшего Кирилла", - говорится в блоге Pussy Riot от 21 февраля.
Таким образом, открытое выступление феминисток против нынешних властей России в храме Христа Спасителя, который, фактически, является новым символом ельцинско-путинской РПЦ, и стало истиной причиной столь жесткой реакции официальных органов. Из этой же серии требование привлечь к ответственности всех, кто освещает инцидент в СМИ. Раскручивать тему слияния Церкви и Государства в России теперь нельзя, так как это повлечет за собой множество вопросов у граждан к Отцам Церкви и прочим "национальным лидерам". Но самое печальное то, что, устроив нынешнюю религиозную вакханалию через государственные СМИ, Церковь рискует оказаться в положении той самой "унтер-офицерской вдовы". Ибо гонениями и требованием репрессий ко всем несогласным нарушаются основные христианские заповеди. И ссылки на УК РФ тут совершенно не причем...
ПУСИ И ХРИСТОС
Не хотел я писать эту заметку. Ох, как не хотел! И вы поймете, почему. Несколько раз писал реплики, а на статью все не решался. Но давайте по порядку.
Эстетическая оценка. Очень низкая. Безвкусица. Не сильно остроумно. Музыкально тоже не Моцарт. В общем, плохо. Правда, и по телевизору нас эстетически не балуют, как не включишь – все помои. Но и этот концерный номер высоким вкусом не отличался.К тому же и нецензурные выражения. Ну, к чему эта (простите, но из песни слова не выкинешь) «срань»? Могли бы заменить и на «экскременты». В общем, с эстетической точки зрения – никуда. Зрелище тошнотворное.
Этическая оценка. Не лучше. Воспитанный человек никого не обижает, а в храмах ведет себя тихо и «не выступает» - ни в прямом, ни в каком ином смысле.
Юридическая оценка. Здесь я не специалист, но посмотрим в кодекс. Ст. 213 определяет хулиганство, как «грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное еуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». Ясно, что здесь хулиганства никакого не было – ни применения насилия, ни порчи имущества. А что было? Статья 282? «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе». Возбуждение ненависти налицо. Но ненависти чьей и к кому? Ненависти людей церкви – это понятно. А кому? К атеистам? Вроде, нет. На социальную группу «пуси» не тянут. В общем, и здесь не получается. Генри Резник нашел что-то в кодексе административных правонарушений. Но я уж не помню что. Да, это и неважно.
Не из-за этого стал я писать этот текст. А потому что, чем больше проходило времени после этой нахальной как будто бы выходки, тем больше напоминал мне тон антипусинской (не путать с антипутинской) кампании что-то очень и очень знакомое. Пока я не догадался, что именно. Напомнил он мне евангельское «Распни, распни!».
И уж потом вспомнилось мне совсем иное: «...И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (От Иоанна. 2:14-16)
А помните, что за этим последовало? Схватили, исполосовали бичами, распяли. И понятно, что исполосовали и распяли. Очень уж были оскорблены их религиозные чувства. Как тут не распять? Любой распял бы. «Порву за Бога!» (Замечу, кстати, что под статью 213 УК РФ действиея Иисуса как раз попадают – было и насилие, и порча имущества.) Так что у них, у благочестивых современников Иисуса тоже, как и у доброй (ох – такой ли уж доброй?) половины россиян сегодня, руки просто чесались снять ремень или разжится где-нибудь розгами и уж показать этому хулигану. Они и показали.
Слышу, слышу. Уже слышу. «Не кощунствуй! Кого с Кем равняешь? Там одно, а здесь совсем другое!». А вот теперь давайте остановимся и подумаем спокойно, а что именно произошло здесь. Что именно хотели выразить своей выходкой неудачливые, а может, наоборот, очень удачливые, певуньи? О чем они хотели нам сказать? Причем хотели, очевидно, так сильно, что пошли на... простите опять за как вам кажется неуместное сравнение, но уж начал говорить – надо говорить – пошли на крест.
Они же не могли не понимать какую этот концерт вызовет реакцию в нашем обществе. Конечно, понимали. Так вот, что же они хотели сказать? А хотели они нам сказать, что правят нами люди не очень хорошие. И что живем мы под их правлением тоже не очень хорошо. Плохо живем. И что кроме Богородицы просить изменить ситуацию нам уже некого – сами мы ни на что не способны.
А еще хотели они сказать, что храм, построенный на украденные у народа деньги в самые тяжелые для этого народа времена с целью притупления у того же самого народа законного негодования и для отвода его, народа глаз от всех художеств власти, так вот, что храм этот так и не стал святым местом, каким положено быть храму.
И что действия, в этом храме совершаемые по большим праздникам, постоянно заставляют вспоминать бессмертные иисусовы слова «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (От Матфея 6:5).
Получают, получают они свою награду – в виде власти над нами и над богатством нашей страны. Еще как получают. И не бояться повредить душе своей, потому что ни в какого Бога они просто не верят. А только показывают, что верят. Да, это и небольшой секрет – посмотрите им в глаза и вы все сразу увидите. В общем, стал дом Отца нашего домом торговли. И хуже того – вертепом разбойников.
А еще хотели они показать нам, в каком состоянии пребывают души наших последователей Христа. И опять вспомним Иисуса: «Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня... Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел...Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (от Иоанна, 8:39-44).
Это-то и увидела вся страна: дьявольская злоба, дьявольский огонь, которым стали переполняться сердца чуть ли не всех «защитников христианства». Хоть кто-то из них сказал «Кто без греха, пусть первый бросит на нее камень»? Нет, отовсюду слышится только «Распни, распни!». И люди это видят. И не могут не понимать, как далеко такое «праведное негодование» от христианского чувства.
В общем, им было, что нам сказать, а нам – что услышать. Но мы не очень любим слушать то, что нам неприятно. Мы любим слушать, когда нас хвалят. А «порождения ехиднины», а «род лукавый» - это все для нашего слуха очень оскорбительно. А когда нас оскорбляют... О, когда нас оскорбляют!.. Тогда мы не миндальничаем. Вторую щеку не подставляем и ни до седмижды семидесяти раз, ни просто до семи раз обиду не прощаем. Что нам тогда заповеди иисусовы. Тогда мы за палку хватаемся - «порвем за Бога».
К чему я все это пишу? Что я призываю безобразничать в церквях? Нет, я, человек обошедший многие сотни самых разных храмов и молельных домов самых разных религий от Мексики до Японии, к такому призывать не могу. А вот Иисус своей жизнью нас призвал разрушать негодные ветхие храмы и строить новые, Чистые и светлые. И прежде всего – строить храм своей собственной души. И когда у нас все зудит внутри «Распни, расни!», нам хорошо бы вспомнить Иисуса, выгоняющего торговцев из храма иерусалимского.
А еще знаете о чем я вспомнил? Об одном из главных русских символов – о храме Василия Блаженного. У нас всегда с почтением относились к юродивым, к блаженным. Потому что только им позволялось говорить правду. Помните, в «Борисе Годунове» у Пушкина - «Нельзя молиться за царя-Ирода, Богородица не велит»? Что же сегодня наши традиционалисты традицию публичных порок («Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную, там били женщину, кнутом, крестьянку молодую») помнят, а традицию почитания блаженных забывают? Надо бы наоборот.
Александр Зеличенко
"Байкал24"
впервые опубликовано в