Ровно полтора месяца осталось Шанхаю до начала Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010, работы в городе не останавливаются даже на ночь. ЭКСПО-2010 начнется 1 мая и завершится 31 октября. Шесть месяцев более 200 стран и международных организаций будут рассказывать о своих достижениях, руководствуясь главным лозунгом выставки: "Лучше город - лучше жизнь!".
На вопрос о том, стал ли лучше к ЭКСПО-2010 Шанхай, ежедневно ищут ответ более 18 миллионов жителей мегаполиса. С открытием выставки на него смогут ответить и его гости. Ожидается, что за время работы ЭКСПО посетят более 70 миллионов человек. Руководство страны и города поставило перед "старым Шанхаем" задачу превратиться в современный, удобный и экологически чистый город в предельно сжатые сроки. И вот сегодня люди на инвалидных колясках без проблем пользуются метро, вода во многих отелях подогревается специальными энергосберегающими устройствами, чтобы сэкономить ее расход, а улицы активно озеленяют.
ГОРОД НЕ СПИТ
Первомай, Всемирный день трудящихся, который в Китае всегда бывает выходным, в 2010 году станет для многих первым днем отдыха после напряженной работы на благо ЭКСПО-2010. К этому моменту все работы по подготовке города должны быть завершены.
"Мы работаем по 10 часов в день, кто днем, кто ночью, мы должны успеть в срок", - рассказал корреспонденту РИА Новости приехавший в Шанхай из провинции Цзянсу рабочий Ян Сяобао. Он, как и сотни его коллег, обновляет дорожное полотно на центральной шанхайской улице Чжуншань Дунлу. За тяжелый труд в месяц рабочие получают 3 тысячи юаней (440 долларов), что сравнительно неплохо для строителей в Поднебесной. Сегодня в Шанхай, как некогда в Пекин во время масштабной олимпийской стройки, съехались рабочие со всей страны.
В круглосуточном же режиме идет строительство ЭКСПО-парка. Первым о завершении строительства своего павильона объявил Китай, остальные 48 стран, создающие свои павильоны, также обещают непременно завершить стройку к открытию. То же обещает и городская администрация. Сегодня практически все главные достопримечательности Шанхая - район Бунд с величественными европейскими зданиями банков и дорогих бутиков, набережная с видом на телебашню Жемчужина Востока, да и подножие самой телебашни - пока закрыты для туристов, всюду идет грандиозная стройка. На набережной выкладывают цветочные узоры, у телебашни строят жемчужное кольцо - пешеходную развязку над оживленным автомобильным перекрестком. Работы продолжаются в течение всего дня и даже ночью, когда горожане спят, если им удается заснуть под звуки бороздящих улицы грузовиков и бетономешалок.
ГОРОД НЕ ЕДЕТ
С растущим благосостоянием китайцев, которые активно приобретают автомобили, пробки давно стали неотъемлемой чертой китайской городской жизни. Шанхай, где уровень жизни достаточно высок, не является исключением. Кроме того, в отличие от столицы, улицы Шанхая по большей части узки и извилисты, что также не располагает к непринужденному автомобильному движению. В Шанхае - опять же не в пример Пекину - пока не действуют какие-либо ограничения на пользование личным автотранспортом. Водители с опасением ждут распоряжений городского управления дорожного движения, но к настоящему времени их никак не ограничивают в выезде на дороги.
"Пробки становятся практически невыносимы, оттого и клиентов все меньше, они не хотят платить за простой на дороге", - рассказал РИА Новости таксист по имени Ван Пин. Дело в том, что стартовая цена таксометров в городских кэбах составляет 12 юаней (1,7 доллара), которые включают в себя расстояние в три километра. Последующая оплата производится из расчета два юаня за километр (0,3 доллара), каждые пять минут стоянки, будь то светофор или пробка, стоят еще пять юаней (0,73 доллара).
Другое дело - метро. К ЭКСПО-2010 шанхайский метрополитен развивается очень активно: под новый год в городе были сданы две новые ветки, и сейчас протяженность подземки Шанхая превышает 340 километров. В скором времени к 10 действующим сегодня веткам метро будет добавлена еще одна, и продолжены уже существующие направления. Стоимость проезда в шанхайской подземке зависит от расстояния, добраться из одной части города в другую станет в 4-6 юаней (0,5-0,9 доллара).
Гораздо более романтичным и значительно менее дорогим способом передвижения по Шанхаю для гостей ЭКСПО может стать паромное сообщение между двумя берегами реки Хуанпу, разделяющей старый город и его новый финансовый центр Пудун, где и расположена главная площадка выставки. Сегодня продолжается реконструкция пристани, и билеты на паромный катер продают по-прежнему в маленькой железной будке, но очертания сверхсовременного минипорта уже узнаваемы. Удовольствие полюбоваться двумя берегами - старым европейским городом и панорамой стеклянных небоскребов - обойдется туристам в 2 юаня (0,3 доллара).
КРАСИВО, УДОБНО, НО ДОРОГО
"Конечно, ЭКСПО дает огромный стимул развитию Шанхая, но мы постоянно чувствуем, во-первых, как усилился полицейский контроль, в частности в отношении иностранцев, и, конечно, то, как стремительно дорожает жизнь", - поделилась с корреспондентом РИА Новости живущая в Китае уже более 10 лет гражданка Таиланда У Тайвань.
На фоне дорожающей, как и по всей стране, жизни Шанхай стремительно отрывается от других городов, в том числе и Пекина, по цене на недвижимость. Если средняя цена квадратного метра нового жилья в Шанхае составляет около 25,5 тысячи юаней (3,7 тысячи долларов), то фактически во многих "престижных" районах города этот рубеж уже преодолен: в высотках вдоль реки Хуанпу в районе Пудун вторичное жилье стоит от 50 тысяч юаней за квадратный метр (7,4 тысячи долларов), в центре города этот показатель превышает 100 тысяч юаней (почти 15 тысяч долларов). О том, как укротить цены на недвижимость, в Китае думает все высшее руководство, однако пока рецепта найдено не было.
Дорожают в Шанхае и гостиницы. Вместе с тем, если позаботиться о своем проживании заблаговременно, то тогда, вероятно, проблем не возникнет. Пока в Шанхае еще можно найти вполне приличную гостиницу по цене 450 юаней и даже меньше (66 долларов) за номер.
Ранее сообщалось, что определенный Китаем бюджет ЭКСПО составляет 4,5 миллиарда долларов, о том, во сколько в действительности выставка обошлась Шанхаю, будет, вероятно, по олимпийской китайской традиции объявлено после ее окончания.
Фото. РИА Новости