«Мгновения вечности» – так называется альбом известного иркутского фотографа Анатолия Бызова. В него вошли снимки более 70 спектаклей Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова за 20-летний период работы: от «Московской гетеры» 1991 года до одной из последних постановок – «Матросская тишина». Многие кадры Анатолия Бызова, такие как, например, снимки со спектакля «Колчак», уже стали хрестоматийными и неоднократно появлялись в различных изданиях. Другие станут открытием для зрителей и поклонников его творчества.
– Альбом называется «Мгновения вечности», потому что во время съемки я подкарауливаю, подсматриваю и вылавливаю особые состояния, мгновения в спектакле, где как в капельках отражается самая его суть, – признается Анатолий Бызов. – Это больше чем просто картинка, снимок несет в себе большую эмоциональную, смысловую, психологическую нагрузку. Эти мгновения – словно выпуклые линзы.
Всего в альбом вошло порядка 150 фотографий, почти вполовину больше, чем было представлено на выставке, которая работала в дни юбилея театра в ноябре прошлого года в Иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева.
– Мне хотелось пошире отразить репертуар, кроме того в альбоме фотографии взаимодействуют друг с другом, – рассказал Анатолий Бызов. – Бывает, что достойный снимок со спектакля всего один, но я искал ему пару – может быть, не такой крепкий и самодостаточный, но дающий более полное представление о постановке.
В числе самых любимых по визуальному ряду спектаклей Анатолия Бызова – «Поминальная молитва», «Колчак», «Последний срок», «Дядя Ваня», «Чайка», «Сумерки богов», «Ромео и Джульетта». Особенно понравилось автору снимать постановку «Наш господин Чичиков» по поэме Николая Гоголя «Мертвые души».
– Редко удается снять многоплановую композицию, особенно когда все персонажи одновременно «живут», когда в нем «божественный», прекрасный свет, – отметил Анатолий Бызов. – А бывает, что спектакль «не выстреливает», но кадры получаются очень зрелищными, например, так получилось с «Самоубийцей». Постановка быстро сошла со сцены, а снимок получился удачным – вот героиня Виктории Инадворской идет с красными шарами, вся в сером.
Анатолий Бызов считает, что фотография, с одной стороны, это самодостаточное произведение, а с другой – важный документ и часто единственный визуальный образ, который остается от спектакля. В альбоме можно увидеть не только сцены из постановки, но и портреты любимых артистов, некоторых из них уже нет в живых. Например, один из лучших портретов Виктора Егунова из спектакля «Село Степанчиково и его обитатели».
– То, что вижу я – это совсем не то, что видит зритель, – считает Анатолий Бызов. – Он смотрит на всю сцену периферическим взглядом, я же вижу объективом и волен выбирать – крупный это будет план или общий. Кроме того в момент действа, если оно быстротечное, эмоциональное, возникает такая ситуация, которую я-то едва успеваю уловить, а зритель и вовсе может не заметить. Поэтому иногда нужно предвидеть, предчувствовать, суметь уловить такую ситуацию и в нужный момент сфотографировать. Это и есть мгновение вечности. Если ты их правильно и хорошо уловил, то у тебя получается образ спектакля.
Оформления альбома выполнено в черном цвете, хотя в альбоме есть как черно-белые, так и цветные фотографии. Дизайн книги разработал заслуженный художник РФ Сергей Элоян. Купить альбом, который издан тиражом 1 тыс. экземпляров, можно прямо в театре, в антракте, его стоимость 700 рублей.
Автор: Елена Орлова
Фотограф: Лариса Федорова
"Байкал24"
опубликовано в