В России уже более двух лет существует группа СМС-мошенников, которые, прикрываясь именем АвтоВАЗа, пытаются использовать такую человеческую слабость, как тяга к "халяве".
После ознакомления с сутью мошенничества (см. справку в конце материала), можно пожать плечами и отметить, что это еще одна схема "отъема денег у населения", которыми в наше время никого уже не удивишь. Но обращают на себя внимание несколько моментов.
В первую очередь - это срок работы мошенников. Еще в марте 2009 года (!) пресс-служба ОАО "АвтоВАЗ" в своем официальном пресс-релизе отмечала, что, на тот момент, уже "несколько месяцев в разных регионах Российской Федерации фиксируются случаи мошенничества с использованием имени компании".
"Наша компания не проводит никаких акций по розыгрышу автомобилей LADA, в ходе которых участникам приходилось бы платить какие-либо деньги. По всем фактам подобного мошенничества просьба обращаться в правоохранительные органы по месту жительства" - призвал АвтоВАЗ жителей страны.
С тех пор, с марта 2009 года, только на одной странице автомобильного портала CarClub.ru (прямая ссылка в конце материала), опубликовавшего сообщение АвтоВАЗа, появилось почти тысяча четыреста откликов читателей с информацией о все новых попытках "осчастливить" россиян продукцией отечественного автопрома или денежным эквивалентом выигрыша.
Понятно, что это лишь малая часть жителей страны, которые получили "письма счастья" СМС-сообщением. Но даже по их комментариям можно изучать географию страны и широту охвата мошеннической схемы. В последние недели появилось особенно много сообщений из Сибири (Новосибирск, Омск, Томск, Красноярск, Улан-Удэ и т.д.), в том числе и из городов Иркутской области (Братск, Усть-Кут, Усолье-Сибирское, Иркутск и т.д.). Кстати, одно из последних сообщений пришло из Усть-Кута и датировано 19 января 2011 года.
Среди историй, которыми делятся читатели, есть и рассказы о попытках обращения в местные правоохранительные органы, которые просто отмахнулись от таких заявлений граждан, сославшись на большие расстояния и трудности внутриведомственного взаимодействия. Дело в том, что с большой степенью вероятности можно утверждать: один из главных центров мошенников находится в Самаре.
Еще что интересно, так это возможная связь мошенников с платежными системами типа QIWI и т.п. По крайней мере, в нескольких случаях зафиксирована зависимость между оплатой услуг сотовых операторов через платежные терминалы и получением СМС-сообщений о "выигрыше", хотя возможна утечка информации из баз данных самих сотовых операторов.
В любом случае, налицо системное многолетнее мошенничество с использование интернета и технологий сотовой связи в масштабах всей России, связанное, в том числе, со сбором и использованием персональных данных.
В настоящий момент, редакции портала "Байкал24" ничего неизвестно о попытках правоохранительных органов расследования данной аферы. Более того, отсутствие публичного преостережения со стороны МВД или прокуратуры, и продолжающийся поток откликов на сообщение пресс-службы АвтоВАЗа двухгодичной давности, с описанием все новых случаев, говорит о бессилии или нежелании власти защитить граждан от мошенников.
"Байкал24"
Для справки:
Схема мошенничества проста, но изощренна. В один прекрасный день на сотовый телефон гражданина приходит поздравительное СМС-сообщение о выигрыше одного из автомобилей, производимых ОАО "АвтоВАЗ". Это может быть "Лада-Приора", "Шеви-Нива", "Шевроле-Авео" и т.п. Кроме поздравлений, в СМС-ке содержится просьба позвонить по конкретному номеру сотового телефона, как правило в Самаре, и обговорить с оператором все условия получения выигрыша. Для пущей убедительности дается адрес сайта в интернете, на котором опубликован список выигравших номеров телефонов и их призов, название компании-организатора и т.п.
Во время телефонного разговора доверие клиента также укрепляется "строгостью проверки" принадлежности телефонного номера и его владельца, конкретной стоимостью приза и готовностью организаторов выплатить денежный эквивалент блиц-переводом через Сбербанк только после пересылки всех паспортных данных и ИНН и т.п.
В общем, организаторы этого "лохотрона" хорошо усвоили один из законов удачного мошенничества - чем больше деталей и небольших препятствий, которые преодолевает "клиент", тем быстрее он поверит и с радостью расстанется со своими деньгами.
Для полного счастья остается выполнить одно маленькое условие - положить на счет выигравшего телефонного номера сумму в размере около одного процента стоимости приза. "Таково условие организаторов" - лакончино поясняет оператор.
Казалось бы телефонный номер ваш и вы ничем не рискуете. Однако, как только деньги оказываются на лицевом счете, "победителю розыгрыша" приходит СМС-ка с просьбой отослать СМС с определенным кодом на конкретный номер, якобы для подтверждения готовности получить выигрыш. Позже будущие "счастливые обладатели автомобилей" выясняют, что это СМС с кодом есть ни что иное, как поручение сотовому оператору перечислить те самые тысячи рублей со своего счета на счета мошенников.
В случае если "победитель" хочет получить выигрыш "натурой", ситуация еще больше упрощается - с него потребуют десятки тысяч за "доставку", на "уплату налогов с выигрыша", "накладные расходы" и т.п.
Разумеется, после выполнения всех условий "организаторов розыгрыша", никаких блиц-переводов и уж тем более доставки автомобиля не будет...