Его представлять читателям не нужно. Он пришел вместе с президентом Вячеславом Наговицыным. И сразу – на непростой участок работы: экономика Бурятии. Александр Чепик – заместитель председателя правительства Республики Бурятии по экономическому развитию. Энергичный, молодой, но, несмотря на это, имеющий огромный опыт управления большими производственными предприятиями, заводами, сельским хозяйством, банками, бизнес-структурами. За эти два года он многое сделал для республики, для развития предпринимательства Бурятии. Сегодня Александр Чепик – гость редакции.
– Александр Евгеньевич, до назначения в Бурятию Вы работали на руководящих должностях в бизнесе. Насколько отличается управление организацией от управления субъектом Федерации? Или принципы менеджмента, в принципе, одинаковы?
– Каждое место работы – как ребенок, который рождается, растет, а потом с ним приходится расставаться. Любое место, где я работал, по-своему интересно. В управлении организацией, предприятием и в работе правительства есть сходства и различия. Во-первых, это работа с коллективом, перед которым ставишь определенные цели, намечаешь план достижения этих целей. Но на предприятии с коллективом работаешь по одной схеме, а в правительстве уже по другой. Например, здесь нужно трудиться с теми кадрами, которые уже есть. Хотя я считаю, нужно бы упростить ротацию кадров, давать дорогу молодым, перспективным.
Кроме того, от деятельности правительства сильно зависит жизнь других коллективов, которые работают вне правительства, жизнь населения и региона в целом. Такая ответственность накладывает определенные ограничения. Поэтому некоторые рискованные вещи, которые допускаются в бизнесе, здесь невозможны.
– Перед Новым годом Вы заслушивали отчет министерств и ведомств. Сформировалась ли команда в экономическом блоке правительства или процесс ещё продолжается? Получается ли командная, совместная работа между министерствами, агентствами и автономными учреждениями?
– Да, команда уже сформировалась. Когда я начинал два года назад, ее не было, да и для меня самого многие вещи были неясными. В прошлом году мы провели динамичную модернизацию, произошли кадровые изменения, кто-то ушел в другое направление работы. Сегодня каждый человек в экономическом блоке правительства РБ, по крайней мере, в руководящем составе, на своем месте.
Конечно, есть еще определенные сложности, жизнь ставит перед нами новые задачи, но командная работа получается, люди друг друга поддерживают, вместе обсуждают идеи. Совместная работа идет слаженно и хорошо. Кстати, это касается и всего правительства.
– Какая точка зрения, на Ваш взгляд, более разумна: правительство должно формировать стратегию развития республики и претворять её в жизнь или правительство должно формировать стратегию и контролировать её исполнение муниципальными образованиями и частными структурами?
– Оба варианта имеют право на существование. В любом случае стратегию развития республики готовит правительство, обсуждает и утверждает Народный Хурал. Программа социально-экономического развития уже сформирована, прописаны все мероприятия и индикаторы.
Во многом реализация стратегии зависит от Народного Хурала, потому что там принимают законы. Есть большая зависимость и от муниципальных образований. Правительство многие свои полномочия делегирует им, дает возможность самим изменить свою жизнь к лучшему. Например, некоторые положения закона о земле, инициативу по привлечению инвесторов в районы. Кстати, мы будем продолжать это делать и дальше. И это правильно, потому что правительство республики просто физически не сможет дойти до каждого человека, бизнесмена.
– А готова ли законодательная база для этого, сами главы муниципальных образований?
– Нормативная база готова. Правительство очень тесно работает с главами районов, мы постоянно выезжаем в районы, вместе, как одна команда, обсуждаем, что и как надо делать. Со всеми складываются нормальные деловые отношения. Нужно отметить, что новые команды более восприимчивы к переменам, поэтому положительные изменения в таких районах ощутимее. Это заметно в Северобайкальском районе, в городе Северобайкальск, где должны начать работу зоны экономического благоприятствования. Я думаю, если наша идея с этими зонами будет реализована, то Северобайкальский район совершенно изменит свое лицо.
Особо отмечу, что в прошлом году нам удалось создать хорошую нормативную базу, пожалуй, одну из лучших в России, для привлечения частных структур, бизнеса к улучшению жизни в республике. И бизнес идет в Бурятию, причем, разный – крупный, средний, малый.
– Как Вы думаете, активно ли предпринимательское сообщество Бурятии на сегодняшний момент? Получится ли при такой активности реализовать Стратегию экономического развития республики? Возможно ли привлечение коммерческих структур Бурятии к решению каких-либо задач правительства, о чём недавно говорил президент Вячеслав Наговицын?
– Программа социально-экономического развития республики подразумевает очень большой объем капитальных вложений, несколько миллиардов рублей. Естественно, в бюджете таких денег нет. Значит, без коммерческих структур нам не выполнить некоторые индикаторы стратегии. Правительство намерено создавать условия для развития бизнеса в республике. Мы прекрасно осознаем, что предпринимательское сообщество – наиболее активная часть населения, у них больше возможностей.
Нам всем вместе надо искать свои рыночные ниши, которые мы можем занять в России, мире. Республика имеет большой потенциал, особенно человеческий, у нее большие возможности, в том числе и для захода на рынки других регионов.
Предприниматели в Бурятии активны, как и в целом по России, но они думают в первую очередь о деньгах, и это нормально. Да, в обществе десятилетиями складывалось так, что каждый был сам по себе. Не секрет, что от предпринимателя требовалось лишь заплатить налоги и всё. Нужны были только деньги, а какие-то инициативы не поддерживались. Сегодня нам всем необходимо настоящее партнерство, нужно убрать дефицит доверия к власти, друг к другу.
Для увеличения инвестиционной активности предпринимателей мы в 16 районах республики создали фонды поддержки предпринимательства. Там теперь появились новые возможности, пусть они думают сами, куда и как вкладывать деньги. А мы потом спросим с них.
Далее, состоялись два конкурса для начинающих предпринимателей, так называемых бизнес-старта. Мы не только выделили деньги, но и мониторим их расходование, помогаем тем, кому не хватило этих средств. Ведь бизнес-старт – это не раздача денег, это лишь своеобразный толчок.
Мое личное мнение: бизнес-старт не очень эффективен. Есть и другие способы поддержки бизнеса, такие как среднесрочные льготные кредиты; поручительство гарантийного фонда по обеспечению кредитных и лизинговых договоров, компенсация половины стоимости арендной платы, стоимости услуг, стоимости за технологическое присоединение, за сертификацию, по выставочно-ярмарочной деятельности.
– Согласно Стратегии социально-экономического развития в Бурятии приоритетными являются агропищевой и туристический кластеры. У нас практически все мясоперерабатывающие производства работают на привозном сырье. Это большой рынок, деньги уходят за пределы республики. Когда, по Вашему мнению, они смогут обеспечиваться местным сырьем?
– Я думаю, в этом году сельское хозяйство республики вообще выйдет на первый план. Вы же знаете, что сельское хозяйство у нас в республике дотационное. Мы много вкладываем в поддержку АПК. 120 млн. рублей вложили в прошлом году в племенные хозяйства. В этом году мы должны вложить 100 млн. Перспективы производства мяса понятны и определены. Уже можно говорить о временном промежутке достижения самообеспеченности. Другое дело – наладить его реализацию. Вот тут есть проблемы. Мы хотим в этом году открыть 5-6 убойных цехов, если получится - больше. Наша задача – чтобы в каждом районе был свой убойный цех и комплексная переработка.
По молоку то же самое. Одна племенная корова дает молока столько, сколько 5 наших товарных. Эффективнее заниматься племенным скотом, это экономия рабочей силы, времени, кормов и ряда других показателей. Кстати, в ближайшее время молочному животноводству правительство будет уделять первоочередное внимание, планируем построить два-три крупных комплекса. Для этого в этом году мы внесли изменения в республиканскую целевую программу для сокращения разницы в стоимости племенного и товарного скота, стоимости высокопродуктивных семян и стоимости товарных, для того, чтобы стимулировать приобретение племенного скота и сортовых семян товарными хозяйствами.
Раньше правительство давало дотации, чтобы предприятия выживали. Сейчас мы ушли от этого. Мы отобрали 66 хозяйств, заключили с ними соглашения о поддержке. Если они выдерживают индикаторы социально-экономического развития, повышают производительность труда, заработную плату, увеличивают поголовье, надои, то им будем помогать. Сегодня 3 хозяйства из этого числа не выполнили индикаторы, значит, правительство поддерживать их не будет. Пусть будет не 66, а 30 хозяйств, но эффективных. Если не будут выполняться индикаторы, то помогать не будем. Иначе правительство превратится в кассу взаимопомощи, будем просто проедать деньги.
Еще больной вопрос – кадры. Не хватает специалистов, наши вузы не восполняют эту нехватку. Вот сейчас в сельское хозяйство приходит новая техника, на которой работать не все умеют. Молодежь неохотно идет работать в поле. Почему? Не устраивает низкая заработная плата. Но ведь следует учесть, что такой специалист способен заменить нескольких, используя современную технику, значит и платить ему нужно больше.
Людей, особенно молодых, надо заинтересовать работать эффективно на своей земле. Для этого правительство Бурятии в 2010 году приняло решение увеличить подъемные, стипендии, помочь построить свой дом.
Личное подсобное хозяйство нужно превращать в индивидуальное предприятие. В этом случае мы уже помогаем финансами, приобретением племенного скота.
Отдельно скажу о земле. Земля – лучший инвестиционный инструмент, это даже не золото, намного дороже. У нас много неиспользованной паевой земли. Сейчас она используется неэффективно, в основном служит пастбищем для ЛПХ, либо заросла. Объединить ее в общий земельный участок непросто. Это большая проблема, земля разбита на паи, поэтому сюда не могут зайти инвесторы. Теперь решение вопросов паевой земли, передачи ее инвесторам в собственность законом отдали муниципальным образованиям. Будем смотреть: если земля не используется в течение 3 лет, то она через суд передается в распределительный фонд. А потом станем приглашать на эти земли крупных инвесторов. Для грамотного хозяйствования в наших условиях нужны крупные участки, один современный трактор может обрабатывать 4 тыс. гектаров земли, поэтому крупным инвесторам необходимо сформировать участки большой площадью.
Многие главы районов, того же Джидинского, Бичурского, почувствовали, что земля – это деньги, дополнительная возможность увеличения бюджетов этих районов и начали заниматься этим вопросом. Надо самим взяться за решение своих проблем, тогда и будет село жить.
– Недавно Вы дали задания муниципальным образованиям самим заниматься разработкой туристических маршрутов. В Бурятии действительно очень много красивых и интересных мест, но местное население ничего, кроме Байкала и своего района не знает. Была ли работа в этом направлении до Вашего распоряжения? В какие сроки они должны представить свои наработки? Смогут ли МО справиться с этой задачей своими силами?
– У туризма в республике огромные возможности, места у нас действительно необычайно красивые, самобытные. Очень хорошо, что удалось сохранить уникальный быт людей, музеи в районных центрах, школах. Очень интересные музеи в Баргузине, Тарбагатае, которые держатся только на энтузиазме своих руководителей. Нужно планомерно, системно развивать это направление. Нам нужно сделать туризм всесезонным. Хорошая возможность – турзона «Байкальская гавань», но инвестиции в зону – это только начало.
Все источники минеральных вод республика будет оформлять в собственность. Ведь там сейчас нет концепции развития. Необходимо сформировать курортные зоны.
Большие перспективы имеет охотничий туризм. Сейчас мы топим деньгами воздух, охотимся ради мяса. Существует огромное количество людей в мире, более 2-х млн. человек, готовых заплатить большие деньги за возможность охотиться. Охотничий тур на одного человека стоит от 5 до 50 тыс. евро. Нужно лишь создать необходимые условия.
Для формирования интересных туристических маршрутов надо объединять усилия. Пока же у нас все работают сами по себе, разобщенно: туроператоры, отельеры, разработчики культурных программ. Нужно объединиться, совместно распланировать все процессы приема туристов.
Религиозный туризм также нуждается в отдельной разработке. Интерес растет очень быстро. Та же Мекка на этом и живет.
А туристические возможности нашей земли, повторюсь, огромные. Я сам даже не представлял вначале, насколько красивые места у нас есть. От нас туристы должны уезжать, влюбленные в Бурятию.
– В нашей газете публиковалась концепция развития Республиканского бизнес-инкубатора. Если Вы читали, как Вы её оцениваете? Чем, на Ваш взгляд, должен заниматься бизнес-инкубатор.
– С самого начала мы не от того оттолкнулись в работе с бизнес-инкубатором. Первый отбор среди предпринимателей на право попасть в инкубатор бизнес-сообщество в целом не одобрило. Может, управляющая компания и не виновата в том, что идея бизнес-инкубатора не получила должного развития, не была проработана нормативная база.
Сейчас мы готовим документы, регулирующие работу инкубатора, с инкубируемых убираем нагрузку содержания помещений, будем выбирать новую управляющую компанию. Кроме того, нужно немного изменить принцип работы его, направить на тесное сотрудничество с наукой. В Томске, например, привлекают молодежь из вузов. Там преподаватели получают деньги от реализации всех проектов в инкубаторе. 2 или 4 студента берут определенную тему, доводят её под руководством преподавателя до логического завершения, то есть до претворения в жизнь.
– Каким, на Ваш взгляд, будет 2010 год для Бурятии?
– Я думаю, сложным. Надеюсь, те предпосылки, которые мы создавали в республике в прошлом году, позволят нам вместе сделать маленький шаг вперед.
- Спасибо за беседу.
Фото Александра ПОДШИВАЛОВА