Репортер Сергей Солоненко уже несколько лет работает в городском еженедельнике «Пятница». И как любой сотрудник нашей редакции, Сергей — патриот Иркутска, любит его, гордится им. Именно Сергей — автор популярнейшей рубрики в нашей газете «Бренды Иркутска». Так вышло, что минувший Новый год репортер «Пятницы» встречал в соседнем Красноярске. Вернулся наш коллега оттуда довольный, но несколько опечаленный. Почему? Об этом в небольшом отчете о красноярских каникулах.
Гостеприимный Петр
Это было автомобильное путешествие. Выехав из Иркутска, я обнулил показания счетчика. Судя по дорожному знаку, мы с женой должны были въехать в Красноярск через 1054 километра.
Поскольку для меня это было первое серьезное автомобильное путешествие, было решено не перетруждать себя непрерывной ездой в течение полусуток, а найти по пути достойный ночлег. Друзья-дальнобойщики в один голос порекомендовали мотель «У Петра», находящийся в шестистах километрах от Иркутска, возле поселка Алзамая. Совершенно не торопясь, мы оказались в указанном мотеле вечером 30 декабря. «У Петра» — это одноэтажное вытянутое здание на левой обочине Московского тракта. Проехать мимо невозможно: очень уж кричащая вывеска. Следует сказать, что по правую руку есть еще одна гостиница, но возле нее практически не было автомобилей. А возле «Петра» — десятки.
Снаружи гостиница выглядит не менее уютно, чем внутри. Кирпично-деревянная, теплая, без неприятных запахов и с приветливой женщиной на ресепшене. Мы арендовали люкс за 70 рублей в час с человека. Двухместный чистый номер с телевизором, ванной и туалетом. Автомобиль на ночлег у окна номера и надежная охрана в лице пятидесятилетнего Ивана, которого все дальнобойщики называют Хозяином, — вот залог спокойного сна.
Ужинали в кафе. Несмотря на высокую проходимость, в нем оказался очень обходительный персонал. Цены гораздо ниже, чем в подобных заведениях в радиусе двухсот километров от Иркутска. За полноценный ужин вдвоем мы отдали чуть больше 300 рублей. Кстати, в кафе висело объявление дискриминационного характера о том, что здесь запрещено появляться местным жителям. Но ущемление прав пьяных деревенских никого не возмущает: всем хочется поужинать в приличном заведении.
Почувствовали разницу
Из Алзамая мы выехали в десять утра. Я очень хотел увидеть Тайшет: как-никак крайняя точка родного Приангарья. Но он оказался в стороне от трассы. После непродолжительного пути мы переехали мост через реку с удивительным названием Верблюд и оказались в Красноярском крае. Первое, что говорит о том, что это чужбина, — названия населенных пунктов. Они для нас, привыкших к Баяндаю, Ухтую и Куйтуну, очень непривычны. Здесь что ни деревня, то Татьянка, Осиновка или Елизаветка. Вторая причина для ощущений «другого мира» — госномера на машинах. Со своим 38-м регионом ты сразу, уже через десять километров от границы, начинаешь выделяться из абсолютного большинства «двадцать четвертых».
Вскоре замечаешь еще одну разницу. Возле каждой даже самой захудалой деревни на трассе находится остановка из толстого, красиво изогнутого и ярко выкрашенного бетона. В такой можно спрятаться даже от торнадо. Мало того, в метре от остановки обязательна в том же стиле кабинка туалета. В итоге ни местным жителям, ждущим автобус, ни путешественникам не нужно искать подходящий для этого дела лес. Мелочь, но приятно. Хотя никакая это не мелочь, а просто здравый смысл. Цены на бензин в Красноярском крае тоже другие. Мы ни разу не увидели заправку, где 92-е топливо дороже 22.70. В основном — в пределах 21—22 рублей за литр.
Я отношусь к тем людям, которые при слове «столовая» испытывают нежные ностальгические пищевые эмоции. Поэтому таким же, как я, поклонникам общепита советую посетить столовую при гостинице «Медведь» в Канске. Мимо нее вы не проедете: она расположена сразу за виадуком. Двухэтажное здание, покрытое сайдингом. Здесь вы с радостью увидите сметану в стаканчиках, несколько видов салатов, второго и выпечки. В принципе, останавливаться без повода, кроме Канска, на пути от реки Верблюд до Красноярска больше негде.
Немаловажная информация о дороге. Зимой она вполне хорошая. Если участку Иркутск — Ангарск поставить пять, то, исключая безобразное Усолье, другая часть пути заслуживает твердую четверку. И лишь несколько десятков километров (где-то между Тайшетом и Канском) еле вытягивают на три. Но и их зимой мы преодолели совершенно легко. Гравийная дорога замерзла ровным слоем и покрылась снегом — скользковато, но вполне сносно.
Поселились без проблем
В Красноярск мы приехали в 16.00 по местному времени, то есть в 17.00 по нашему. Сразу купили симку сотового оператора «Енисейтелеком». Ее нам посоветовали как лучший вариант для немногочисленных звонков в Иркутск и множества местных вызовов. Мы сразу приступили к обзвону агентств, занимающихся сдачей в аренду квартир. В этом вопросе нам очень помог маленький дорожный ноутбук с загруженной в него электронной картой Красноярска.
В этой программе было несколько десятков номеров необходимых нам фирм. Мы звонили туда и имели возможность на экране монитора видеть расположение дома, который нам предлагали. Нам хотелось жить там, откуда рукой подать до главной городской елки. Среди всего прочего нам предложили дом № 91 на улице Ленина. Цена в 1500 рублей за сутки полностью устроила.
Квартира оказалась, на мой взгляд, гораздо лучше любой гостиницы. В ней было все для нормальной жизни: печь обычная и микроволновая, электрочайник, утюг с гладильной доской, холодильник, чистейшая ванная, стиральная машинка, всевозможная посуда, постельное белье, полотенца и спутниковое телевидение. Создалось впечатление, что мы попали в совершенно обжитую квартиру, из которой только что уехали наши любезные друзья.
Сотрудница фирмы объяснила, что в Красноярске посуточная квартирная аренда пользуется большим спросом. В этот город, в связи с развитой промышленностью, приезжает множество командированных. Большинство из них предпочитают жить в отдельной квартире, чем под присмотром дежурной по этажу. Потому и такой развитый рынок данной услуги. И действительно, в Красноярске бросается в глаза обилие объявлений о гостиницах в квартирах. Рекламы таких фирм висят на каждом втором щите.
Красноярская красота
До Нового года оставались считанные часы. Продукты мы закупили в ближайшем супермаркете и, отужинав, поехали на театральную площадь к главной елке. Но из-за холода возле нее было всего несколько сотен красноярцев. Может быть, из-за мороза местные вели себя гораздо сдержаннее, чем иркутяне. Если у нас после боя курантов начинается всеобщее братание, то красноярцы радуются только внутри своих компаний. Когда мы от всей души поздравляли прохожих с Новым годом, как это принято в Иркутске, они смотрели на нас с подозрением и отвечали неохотно. Как-то неактивно в Красноярске было и с пиротехникой. В отличие от Иркутска, где от новогоднего грохота ничего не слышно в течение пятнадцати минут после наступления полуночи, в самом центре Красноярска все обошлось самыми заурядными фейерверками. Пробыв возле елки около часа, мы отправились колесить по улицам Красноярска.
Не только в новогоднюю ночь, но и все последующие дни город мы разглядывали с грустной завистью. Такой ухоженности, к сожалению, Иркутску можно только пожелать. Гирлянды на всех столбах и большинстве деревьев в центральной части города. Подсвечено абсолютно каждое здание. Ни одного обшарпанного дома. Различные скверики, памятники, ледяные скульптуры, столбы с часами — на каждом углу.
Множество гигантских театральных зданий, высоток, бизнес-центров, и все это прекрасно соседствует со старинной застройкой. Деревянные здания ухожены, хотя их в Красноярске, который к тому же на полвека старше столицы Приангарья, не меньше, чем в Иркутске. Красноярск создает впечатление столичного города. Будто находишься в Москве, только в какой-то неизвестной ее части.
Красота в этом городе не только в центре. Множество площадей, на которых чувствуется, что ты действительно находишься в столице мощного региона, широкие проспекты и не похожие одно на другое здания, крупные дорожные развязки. Гигантские торговые центры с недорогой теплой подземной парковкой, гардеробом, 8—10 кинозалами, фонтанами, десятками кафе, ресторанов, развлекательных кафе и сотнями фирменных магазинов под одной крышей.
Отдельно хочется сказать о мемориале погибшим воинам. Он сделан с таким размахом, будто бои проходили в самом Красноярске. Бросается в глаза идеальная ухоженность памятников фронтовикам ВОВ, афганцам и всем остальным павшим в боях красноярцам. Такое отношение к своей истории не может не вызывать уважения.
Одним из главных пунктов было посещение Красноярской ГЭС. Она расположена в тридцати километрах западнее города. Советую побывать не только у подножия ГЭС, хотя и там очень красиво. Потрудитесь переехать на другой берег Енисея и, поднимаясь в гору, проследовать в первый поворот налево. Вы окажетесь почти у самой вершины 124-метровой ГЭС. Впечатления незабываемые!
Мы почти ничего не знали о Красноярске. Только название главной реки, имя разбившегося на вертолете губернатора-генерала и... больше ничего существенного. Поэтому мы были очень рады, узнав, что с 2 января открыт краеведческий музей. Вход туда стоит 100 рублей, экскурсия — 200. Настойчиво советую не поскупиться на экскурсовода.
Музей оказался очень креативным. Если речь идет о быте местных народностей, то перед нами — воссозданные практически в полном объеме их жилища. Экскурсовод предлагает пройти в зал, рассказывающий о жизни первых русских переселенцев, — и вы в мини-деревне, построенной тут же. А чего стоит настоящий гигантский скелет мамонта, натуральное чучело покрытого мехом носорога или огромная модель судна, на котором в Сибирь приехали казаки!
Повсюду в музее установлены мониторы, которыми можно управлять с помощью прикосновений. Хочешь послушать рев марала — пожалуйста, желаешь посмотреть видеосюжет о волках — только нажимай. Посетив этот музей, можно считать себя полностью подкованным по истории Красноярского края.
Мы живем относительно недалеко от Красноярска, при хорошей езде сюда можно добраться за день. А жителям Тайшета, к примеру, до Красноярска и вовсе каких-то 400 километров. Но такое ощущение, что между двумя городами не тысяча километров, а пропасть: настолько Красноярск авантажнее, более столичный, более европейский. Только и остается, что по-прежнему любить свой город и с удовольствием путешествовать по чужим.
Цена дороги
Во время поездки в Красноярск и обратно счетчик в машине намотал 2700 километров. Включая автозапуск двигателя, прогрев и внутренние поездки по городу, на бензин потрачено меньше 4000 рублей. Билет в плацкартный вагон до Красноярска и обратно обойдется в 2500 рублей. Если ехать вдвоем — выгода налицо. И это без учета несравнимого удобства перемещения на автомобиле.
СЕРГЕЙ СОЛОНЕНКО