Имя этого удивительного артиста навсегда вписано в историю
российского искусства: более 40 лет он работал на сцене
столичного Театра Российской армии, много снимался в кино.
Но своим театральным "университетом" народный артист РСФСР,
лауреат Государственных премий СССР Борис Ситко по праву
считал Иркутск и театр, на сцене которого, делая свои первые
шаги в искусстве, он создал целую галерею незабываемых
образов.
Борис Александрович Ситко родился 20 мая 1914 года,
крестился в Киево-Печерской лавре. В годы своего детства и
юности, живя в Таганроге, он и не помышлял об актерской
профессии, обучаясь в ФЗУ слесарному делу. Его спортивными
увлечениями были плавание и водная гребля. Отец-музыкант,
блестяще владевший инструментом, учил сына игре на кларнете.
И вот молодой Борис поступает на работу кларнетистом в цирк.
Он настолько полюбил цирк, что, имея отличную физическую
подготовку, скоро стал работать на трапеции верхним
лавитором, выполняя довольно сложные трюки.
Однажды летом, в жару, нижний лавитор пришел на работу
выпивший, опаздывал на выход и, впопыхах выбежав на манеж,
забыл намазать руки канифолью. Поднявшись наверх, весь в
поту, он ухватился мокрыми руками за руки Бориса; руки
нижнего лавитора соскользнули, и, не сумев удержаться, он
полетел вниз и разбился насмерть.
Эта трагедия стала настоящим потрясением для Бориса, и он
принял сложное для себя решение уйти из цирка, который успел
так полюбить.
Устроившись в Театр рабочей молодежи (ТРАМ) музыкантом, он
уже скоро знал наизусть все шедшие спектакли. И вот однажды,
перед началом спектакля "Дружная горка", в театре узнали о
болезни артиста, игравшего роль главного героя пьесы --
Марка. Началась паника. До открытия занавеса оставались
считанные минуты. Тогда Борис Ситко подошел к режиссеру и
сказал: "Я могу сыграть эту роль". Режиссер согласился на
это неожиданное предложение, сделал необходимые поправки и
начал спектакль. Так, благодаря случаю и талантливому
режиссеру Василию Лаврентьевичу Немирову-Коршу, Борис Ситко
в 1932 году стал актером.
На сезон-1933/34 молодого артиста пригласили во
Вседонецкий ТРАМ, который был организован в донбасском
городе Горловке. Из наиболее интересных ролей этого периода
стоит отметить Мишеля Бродского в "Интервенции" (того
самого, которого много позже сыграл Владимир Высоцкий в
знаменитом фильме Геннадия Полоки) и Костю в пьесе Шкваркина
"Чужой ребенок". В этом театре он встретил свою любовь.
Актриса Татьяна Рябчук, молодая героиня, играла Жанну Барбье
в "Интервенции", Любовь Яровую в знаменитой пьесе
Константина Тренева.
Они поженились и прожили вместе 61 год, воспитав двух
прекрасных дочерей, которые тоже связали свои судьбы с
искусством.
В 1935 году, вернувшись в город своего детства Таганрог,
Борис поступает на работу в драматический театр. Основные
роли этого периода -- герои пьес Островского, Толстого,
Горького, Пушкина: Беркутов ("Волки и овцы"), Незнамов ("Без
вины виноватые"), Петр ("Лес"), Вронский ("Анна Каренина"),
Петр ("Мещане"), Рябцов ("Враги"), Алексей
("Барышня-крестьянка"). За Борисом прочно закрепляется
амплуа молодого героя. А в конце лета 1938 года Борис Ситко
и Татьяна Рябчук приезжают в Иркутск.
Одиннадцать лет блистал артист на нашей сцене. Все его
сценические работы имели оглушительный успех. А ролей за эти
годы было очень много -- 50! Борис Ситко был занят
практически в каждом спектакле; иными словами -- основной
репертуар театра в 40-е годы держался на его в прямом
смысле крепких плечах.
С первой же иркутской роли -- Семена Котко в пьесе Катаева
"Шел солдат с фронта" -- талант артиста заиграл всеми своими
гранями. В каждом новом образе, пытаясь найти что-то
особенное, непохожее, трагическое или комедийное, он играл
сердцем, которое билось в такт его героям: Герману в
арбузовской "Тане", Василькову в "Бешеных деньгах",
Протасову в "Детях солнца", Сергею Луконину в симоновском
"Парне из нашего города", Тихону в "Грозе", Расплюеву в
"Свадьбе Кречинского", поручику Ржевскому в "Давным-давно",
Лопахину в "Вишневом саде", Белугину, Кутузову, Хлынову...
В конце 1939 года главный режиссер театра, удивительный
человек и художник Николай Александрович Медведев, пригласил
Бориса, которому в ту пору было всего 25 лет, на роль Ленина
в спектакль "Ленин в 18-м году". Молодой актер блестяще
справился с поставленными режиссером задачами, и спектакль
прошел великолепно. А уже в ноябре 1940 года состоялась
премьера знаменитых "Кремлевских курантов" в постановке
Николая Медведева; роль Ленина и в этом спектакле сыграл
Ситко.
В 1949 году по приглашению выдающегося режиссера Алексея
Дмитриевича Попова, народного артиста СССР, художественного
руководителя Центрального театра Советской армии, семья
Бориса Александровича переезжает в Москву. С именем Алексея
Дмитриевича связана целая эпоха в истории советского театра.
Вспоминая о своем первом знакомстве с Поповым, Ситко писал,
что Алексея Дмитриевича до тех пор знал только по его трудам
и фотографиям, что давало волю его фантазии. Но вот он
приехал к нему, вошел в достаточно скромный кабинет, где
"меня встретил простой, внешне суровый, но внутренне добрый
человек с обаятельной, располагающей улыбкой, с удивительно
пытливыми глазами. Передо мной стоял открытый человек, и от
моего волнения, скованности не осталось и следа. А.Д.Попов
умел не только разгадать актера, но и найти к нему пути,
чтобы актер открыл свою душу, свои тайны, которые для других
наглухо были закрыты. В результате ему было достаточно
только беседы со мной, и судьба моя была решена -- я стал
актером ЦТСА, которому Алексей Дмитриевич отдал 25 лет своей
жизни. Прошло много времени, а память о встрече с Поповым
живет во мне как что-то светлое. Я часто думаю о том, как бы
сложилась моя судьба, если бы он, принимая в свой театр,
подверг меня так называемому конкурсному показу, который не
способствует развитию творческой души. Доверие Алексея
Дмитриевича Попова помогало преодолевать те трудности,
которые выпадали на моем творческом пути".
В 1949 году Борис Ситко начал работу над знаменитым образом
Федора Ушакова в пьесе Александра Штейна "Флаг адмирала".
Критики в рецензиях не скупились на похвалу, подчеркивая,
что именно образ флотоводца, сильный, мужественный, и
определил интонацию спектакля, задал ему героический тон.
Вскоре последовало приглашение в кино. Режиссер Михаил
Калатозов снимал фильм "Заговор обреченных", и на роль Коста
Вары был утвержден Борис Ситко. За создание этих образов
актер был удостоен наивысшей по тем временам награды. В
марте 1951 года он стал дважды лауреатом Государственной
премии СССР, а чуть позднее, в апреле 1954-го, --
заслуженным артистом РСФСР.
И опять -- новые роли, такие разные и непохожие: Городничий
в "Ревизоре", Островидов в "Поднятой целине", Тушин в
"Обрыве", Фаюнин в "Нашествии", Кнуров в "Бесприданнице",
Ленин в спектаклях "Незабываемый 1919-й" и "Москва. Кремль",
генерал Любомудров в "Белой палатке". Успех артисту в кино
принесли роли в фильмах "Спортивная честь", "Случай с
ефрейтором Кочетковым", "Пролог", "Высота", "Звероловы".
В 1970 году Борис Александрович был удостоен звания
народного артиста РСФСР. В конце декабря 1973 года в
Московском театре имени Ленинского комсомола состоялась
премьера спектакля "Автоград XXI", где Борис Ситко по
приглашению Марка Захарова сыграл главную роль -- роль
Челнокова. "Примите, дорогой Борис Александрович, земной
поклон за ваш труд, за вашу помощь и поддержку! С премьерой!
Вечно Ваш Марк Захаров" -- такой автограф оставил на
программке режиссер.
Великолепен был Ситко в возрастной роли Пунтилы в спектакле
"Господин Пунтила и его слуга Матти" и, конечно, в роли
фельдмаршала Кутузова в знаменитом спектакле "Давным-давно".
Беда пришла внезапно. В августе 1994 года Бориса
Александровича Ситко сразил обширный инсульт. На шестые
сутки, 10 августа, он скончался. Похоронили артиста на
Троекуровском кладбище.
У Бориса Александровича осталась замечательная семья. Жена
Татьяна Федоровна Рябчук после окончания актерской
деятельности занялась театральной педагогикой, руководила
литературно-поэтическим театром "Взгляд", преподавала
сценическую речь, выпустила книгу "Звучащее слово"; в 2007
году издан ее второй, исправленный и дополненный вариант.
Старшая дочь Елена стала актрисой. Она много снималась в
кино (одна из знаменитых ее работ -- роль Крупской в
нескольких картинах), и вот уже почти полвека заслуженная
артистка России Елена Борисовна Ситко отдает сцене,
продолжая работать в Московском драматическом театре имени
Пушкина. Младшая -- Ольга -- режиссер на телевидении.
Повзрослели и внучки: Мария -- актриса, снимается в кино и
работает в театре "Современник", Анастасия -- журналист,
работает на телевидении, Ксения стала врачом-педиатром. Есть
правнуки: Полина -- ассистент режиссера на Мосфильме,
четырехлетний Степан -- радость всей семьи. Он играет в
футбол, катается на двухколесном велосипеде. Несмотря на
свой юный возраст, он отчаянный мужичок! И в этом есть
что-то от прадеда...
Юрий Майорников, специально для