Редкий случай произошел в работе Законодательного собрания ркутской области: по настоянию депутата правительство ркутской области отозвало проект закона, который мог начительно ухудшить положение одной из важнейших категорий работников - учителей и технических сотрудников образовательных учреждений.
Спор вокруг закона "О расчете нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений в Иркутской области" разгорелся сразу после внесения его на рассмотрение в комитет по социально-культурному законодательству.
Согласно проекту закона средняя тарифная ставка педагогического персонала приравнивалась к тарифной ставке(окладу) 13-го разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области. В
проекте была приведена таблица, характеризующая коэффициент удорожания по вариативной части учебного плана, -- для большинства городских учителей принятие закона означало сокращение этого коэффициента на несколько процентов. В
пояснительной записке, приложенной к законопроекту,заместитель губернатора Александр Моисеев честно написал: "В целях оптимизации штатных расписаний... коэффициент оплаты
труда изменен в сторону уменьшения. В связи с изменениями, внесенными в базисный учебный план, увеличить наполняемость групп при делении классов при изучении отдельных предметов".
Проще говоря, правительство предлагало уменьшить учителям
зарплаты, чтобы они сами увольнялись, а оставшимся в строю
увеличенную нагрузку оплачивать меньшими деньгами. При этом
представитель министерства образования называл депутатам
размеры зарплат, которые учителям никогда и не снились, на
что чиновнику тут же указал представитель областного совета
профсоюзов Валерий Лукин.
На первом заседании комитета против принятия закона в
предложенной редакции резко выступил депутат Владимир
Матиенко (фракция "Справедливая Россия"). Он заявил, что
понижение любых видов оплаты труда учителям недопустимо в
принципе, тем более в нынешнее тяжелое время. Правительство
же предлагало сократить расходы на оплату труда в начальной
и средней школе на 27 процентов! Депутат поддержал мнение
профсоюзов, которые в своем заключении на проект закона
отметили, что школы Иркутской области в 2009 году пережили
три "волны оптимизации", в ходе которых сокращалась штатная
численность работников и все возможные расходы.
Согласно справке, подготовленной профсоюзом работников
образования по просьбе депутата Матиенко, средняя заработная
плата учителя или воспитателя составляет 5322--5872 рубля (в
зависимости от разряда); педагога-психолога, педагога
дополнительного образования, музыкального руководителя -- от
6448 до 9721 рубля; руководителя или директора -- от 15 544
до 16 686 рублей. (Все зарплаты приведены с учетом
дополнительных выплат за классное руководство, проверку
тетрадей и проч.)
При этом в 2009 году субвенция местным бюджетам была
рассчитана с нарушением -- применялся коэффициент,
учитывающий доплаты и надбавки надтарифного фонда в размере
1,24 вместо 1,33. В результате надтарифный фонд составил
15,8 процента вместо 25, многие надбавки были сокращены, а
некоторые и вовсе перестали выплачивать.
Профсоюзы отметили, что работники образования фактически
лишены стимулирующих доплат (хотя по решению Российской
трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений с 1 января 2010 года на такие выплаты следует
направлять 30 процентов бюджетных ассигнований), а в
некоторых случаях -- и равноценного вознаграждения за
дополнительную работу, такую как проверка тетрадей,
заведование кабинетами, классное руководство. Правовое
управление ЗС в своем заключении отметило, что применение к
труду работников образования 13-го разряда единой тарифной
сетки "требует дополнительного обсуждения": в ЕТС
насчитывается 18 разрядов, 13-й не является ни максимальным,
ни средним, и по каким причинам был выбран именно он --
непонятно. Комитет снял с обсуждения предложенный законопроект.
На состоявшемся 9 декабря очередном заседании комитета по
социально-культурному законодательству перед депутатами
выступил министр образования Виктор Басюк. Неожиданно для
многих он заявил, что правительство просит депутатов не
рассматривать этот закон на декабрьской сессии
Законодательного собрания.
Формальным поводом для отзыва законопроекта стала
необходимость пересмотра норматива финансирования
образовательных учреждений -- Иркутская область, как заявил
еще в начале осени председатель правительства Российской
Федерации Владимир Путин, по итогам 2008 года является
абсолютным лидером по неэффективности использования
бюджетных средств в сфере образования. Подобные заявления
требуют от чиновников либо опровержения, либо серьезного
анализа причин, вызвавших резкую оценку. Поскольку
правительство Иркутской области не стало спорить с
Владимиром Путиным, можно сделать вывод, что сейчас оно
ищет свои ошибки и просчеты.
Предложение было принято депутатами и представителями
профсоюзов с удовлетворением -- как бы там ни было,
неблагоприятный для учителей закон отозван, и есть надежда,
что он будет исправлен в лучшую для работников образования
сторону.
Арнольд Ларионов,