На развитие железнодорожной инфраструктуры Ленского узла ВСЖД было направлено 740 миллионов рублей.
Об этом на состоявшемся сегодня в Иркутске заседании регионального координационного совета, посвященном организации работы Ленского узла в период навигации, сообщил первый заместитель начальника ВСЖД Николай Маклыгин.
На Восточно-Сибирской железной дороге прошло заседание Иркутского регионального координационного совета. Традиционно в формате диалога представители железной дороги, компаний-грузоотправителей, а также Правительства Приангарья и Управления Федеральной антимонопольной службы Иркутской области обсудили проблемные вопросы организации работы Ленского транспортного узла.
Ленский транспортный узел является стратегически важным звеном в транспортной системе, обеспечивающей жизнедеятельность северных территорий Иркутской области и Якутии. Находящийся в его границах Осетровский речной порт – это единственный объект Ленского бассейна, сообщающийся с железной дорогой, поэтому его называют «воротами на север».
Во времена Советского Союза вопросу «северного завоза» и работе всего транспортного узла уделялось первостепенное внимание, вплоть до уровня Совета Министров. По словам первого заместителя начальника ВСЖД Николая Маклыгина с тех пор изменилось многое, «сюда пришел бизнес, изменились условия и механизмы взаимодействия, но доставка грузов в отдаленные северные районы осталась государственной задачей, которую необходимо решать сообща и в приоритетном порядке. Северный завоз может оказаться под угрозой срыва, если на первый план поставить только интересы бизнеса».
Результаты работы Ленского узла в прошедший период навигации выявили ряд проблем, которые необходимо решить до наступления периода северного завоза в 2014 году. За период навигации этого года выгружено порядка 38,2 тыс. вагонов, что сопоставимо с объемами 2011 года и более чем на 10 тысяч вагонов меньше уровня 2012 года.
В настоящий момент на причалах грузополучателей осталось рекордное за все годы количество груза для его перевалки - 70 тыс. тонн, часть из которого придется перевозить по «зимнику».
По мнению железнодорожников, существующие проблемы в работе Ленского узла нужно решать только сообща всем участникам процесса.
На совместном совещании железнодорожники выявили ряд «узких» мест, которые находятся в ведении как грузоотправителей, так и речников и портовиков. Кроме того, в рамках дискуссионной площадки была озвучена просьба инициировать от имени Правительства Иркутской области внесение изменений в Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении 1984 года, которые разрабатывались для государства с другой моделью экономики и сейчас не соответствуют требованиям Устава железнодорожного транспорта в части планирования перевозок, порядка передачи груза на другой транспорт, заявок на подачу и уборку вагонов, ответственности перевозчика и порта.
Отдельным вопросом на совещании обсуждалась тема технического оснащения железнодорожной инфраструктуры порта, а также флота некоторых грузополучателей, осуществляющих перевалку прибывших под выгрузку грузов. Так, в отдельные сутки на дороге находилось до 500 вагонов, следующих в их адрес, в том числе до 200 – на самой станции Лена. Скопление груза для этого грузополучателя приводило к необходимости отставлять от движения поезда на всем участке до Тайшета, что, естественно, негативно отражалось на своевременной доставке грузов (следовавших в этих поездах) другим клиентам.
В то же время ВСЖД на развитие железнодорожной инфраструктуры Ленского узла направляет колоссальные финансовые средства. Так, инвестиции в развитие этого объекта составили 740 млн. руб., которые были направлены на внедрение новых технических средств освещения станции. Сегодня на всем участке узла работают новые локомотивы серии «Ермак».
Проанализировав все возникшие в период навигации 2013 года пробелы, железнодорожники предложили ряд мероприятий, которые позволят, более результативно провести будущий северный завоз. Прежде всего, до начала навигационного периода будет создана рабочая группа в составе специалистов всех причастных хозяйств ВСЖД для решения стратегических и тактических задач при подготовке к навигации. Кроме того, планируется пересмотреть технологию формирования наряд-заказов на подвод поездов на станцию Лена, весовые нормы вывозных и маневровых локомотивов на Ленском узле, с возможностью ввода более мощного маневрового локомотива (магистрального) по станции Лена, завершить реконструкцию станции Лена с удлинением и строительством вытяжных путей, их электрификацией, развитием горловины и укладкой дополнительных съездов в приемоотправочном парке, что позволит организовать разделение маневровой и поездной работы, сократить простои вагонов.
В маневровом районе Портовая предусматривается удлинение 6-ти тупиковых путей с организацией сквозного примыкания, это оптимизирует поездную и маневровую работу на станции. Работа в этом направлении уже началась.
В стадии подготовки находятся и обращение экспедиторам Ленского узла о необходимости согласования с каждым грузоотправителем объемов груза, планируемого к отправке (до объявления о начале приема груза к перевалке). Участникам совещания была представлена хоть и не совсем популярная, но вынужденная мера - при неудовлетворительной организации выгрузки грузополучателями вагонов, прибывших на станцию, рассматривать вопрос об объявлении конвенции для соответствующего грузоотправителя (экспедитора). В эту категорию не будут включены лишь нефтепродукты и продукты питания.
В ходе совещания со своими докладами выступили и другие участники процесса - представители ОАО «Осетровский речной порт», ООО «Верхнеленское речное пароходство», ОАО «Трансконтейнер». Присутствующий на заседании сопредседатель Иркутского регионального координационного совета, первый заместитель Председателя Правительства Иркутской области Николай Слободчиков поддержал инициативу железнодорожников превентивно и сообща решать возникающие проблемы и предложил до момента наступления навигации 2014 года ежемесячно проводить подобные мероприятия со всеми участниками процесса, чтобы объективно оценить возможности узла по переработке поступающих грузов, определить места выгрузки, состыковать всю схему грузового процесса и впредь не допускать угроз срыва северного завоза.
СПРАВКА
На сегодняшний день Ленский узел включает в себя: станции Лена (с маневровым районом Портовая), Якурим, Лена–Восточная и инфраструктуру внутрипортовых и подъездных железнодорожных путей Осетровского речного порта с фронтами одновременной подачи до 440 вагонов и одновременной выгрузки до 80 вагонов.
На узле осуществляют свою деятельность 16 основных клиентов, среди которых 9 наиболее крупных, с общей долей выгрузки в период навигации порядка 90%. В целом за период навигации узел осуществляет «перевалку» более 850 тысяч тонн грузов, номенклатура которых достаточно разнообразна. Это нефтепродукты, уголь, строительные грузы, контейнеры.