Вложив в город около 250 млрд руб. из федерального, регионального и местного бюджетов, чиновники надеются на ответный приток инвестиций — стоит ли? Об этом читайте в свежем номере газеты Vedomosti.ru.
Путин как Хрущев
Президент Владимир Путин лично пробил эти инвестиции, рассказывает федеральный чиновник: «За саммит он стоял горой». Когда саммит АТЭС придумали в 2007 г., на него было решено потратить около 150 млрд руб. Но в итоге смета выросла больше чем в 4,5 раза (см. рисунок на стр.12). Забытый Приморский край сорвал банк.
Даже кризис не поменял эти планы: несмотря на нехватку денег, у Путина не пропало желания обустроить дальневосточный форпост России. Осенью 2008 г., когда цена на нефть поползла вниз, он настаивал на стройке. И все, конечно, с премьером согласились. Только Алексей Кудрин (тогда министр финансов) упирался и настаивал на том, чтобы приостановили грандиозный проект, обошлись экономвариантом. Надо строить в самом городе, а не на острове: так дешевле будет. Путин смотрел на Кудрина с укором: министр продолжал возражать. «Леша, дай копеечку. Надо там людям сделать праздник. Им очень нужен праздник», — тихо и настойчиво сказал Путин. Кудрин смотрел в стол и ничего не отвечал, но копеечку пришлось дать — на саммит потратили почти 680 млрд руб. (примерно треть этой суммы — из федерального бюджета, еще треть — из бюджета «Газпрома» на газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток).
До сентября этого года в Приморском крае хорошим правителем считался Никита Хрущев. 53 года назад он неожиданно прибыл во Владивосток — в прямом и переносном смысле свалился с неба. У него не было дальнемагистрального самолета, и ему пришлось приземлиться во Владивостоке, когда он летел из США. Увидев окружавшую его бедность, Хрущев не поскупился — выделил по тем временам несметные богатства из бюджета. Во Владивостоке началась жизнь — строились улицы, дороги, институты и заводы. Тот день вошел в историю Приморья.
Когда Никита Сергеевич приземлился, был жаркий день — несмотря на осень. Путин — второй правитель, озолотивший регион, — запомнился местным жителям проливным дождем. Саммит закончился, в темном мокром небе грохотал фейерверк за 275 млн руб., а люди стояли под дождем и удивлялись. Еще три года назад никто не верил, что такое возможно — гигантские мосты, город на острове, новые дороги и много чего еще. Но все случилось. Праздник удался. Копеечка от Путина не пропала даром.
Саммит для народа
Три года строили, а саммит шел неделю. Его гостей поразить не удалось. Ну и что, что мост? Ну и что, что дорога? Ведь мост и дорога — это не подвиг. Это нормально.
Не знали гости и того, как суровая приморская природа испытывала обновки: площадь перед аэропортом ливень превратил в озеро, в залитых номерах в университете на острове Русском, предназначенных для высоких гостей, можно было принимать водяных.
Тем, кто строил, было обидно, что после саммита многие с удовольствием обсуждали недостатки — на новых трассах нет аварийных карманов и почти нет съездов, заклеенные скотчем кнопки лифта и псевдокнопки пожарной сигнализации в конгресс-центре на о.Русский, катамараны, которых не было. И ни слова о подвиге. «Три года назад здесь была скала, а теперь - город», — со вздохом показывает на Русский строитель.
Гости не могли знать, что это благодаря саммиту во Владивостоке ликвидирована огромная городская помойка, появились газ, чистая вода, нормальная канализация, — трудно представить себе, что огромный город мог без этого обходиться. Саммит АТЭС нужен был не для гостей, саммит АТЭС нужен был для людей, которые пока еще живут в Приморье. «Им надо было показать, что их не забыли, и мы сделали это», — объясняет чиновник правительства.
За 20 лет с Дальнего Востока уехало больше 1,5 млн человек. Для страны — не очень много, для территории, где осталось чуть более 6 млн человек, — огромное число. Получается, на малозаселенной территории в десятилетие исчезал город. Каждый ехал, куда мог: кто в центр России, кто за границу. Владивосток — приморская столица — еще держит положительное миграционное сальдо, вздыхает мэр города Игорь Пушкарев, но только потому, что приезжает людей больше, чем уезжает. Причем, как правило, уезжают молодые, образованные горожане, а приезжают «другие» — из сел и деревень.
Исход населения с Дальнего Востока — больной вопрос для власти. Именно поэтому затеяли саммит, поэтому решили создавать Министерство по делам Дальнего Востока, поэтому придумывают разные механизмы, как вернуть туда людей и деньги, объясняет чиновник правительства.
Саммит кое-что поменял. «До того как в край пошли массированные федеральные инвестиции в 2009 г., темпы роста ВРП региона были стабильно ниже среднероссийских. После — стабильно выше, — говорит заместитель директора группы “Государственные финансы” Standard & Poor’s Карен Вартапетов. — Более того, в крае не было кризисного падения экономики, а в среднем в 2009-2012 гг. темпы роста составили около 6%» (как изменились статистические показатели Приморья, см.таблицу).
Но народ все эти показатели не очень оценил. Парламентские выборы в декабре прошлого года повергли Кремль в шок: на многих участках коммунисты получили почти столько же, сколько «Единая Россия». В общем зачете коммунисты набрали 33%. И это после того, как вбухали в регион столько денег, удивляется чиновник правительства. Пришлось пойти на поводу у народа — убрать надоевшего губернатора Сергея Дарькина, хотя власти он нравился. Никакой благодарности!
Что построили
Хорошо, что саммит АТЭС все-таки прошел, радуется полпред президента и министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев: «Люди приехали и воочию увидели, что Дальний Восток существует и с ним можно сотрудничать. Есть территория возможностей».
С первым достижением саммита можно ознакомиться сразу по прилете во Владивосток — это новенький аэропорт. Полупустой и блестящий, с большим магазином тихоокеанских морепродуктов и кофейней. Прежний аэропорт был тесным и неприветливым, этот просторный и помпезный. «Мы превращаемся в настоящий международный хаб, — с гордостью говорят сотрудники, — уже летают корейские авиалинии, китайские и японские, скоро напрямую от нас можно будет улететь в Германию». В здании аэропорта все самое современное: суперсбербанк с терминалом-роботом, но пока почти без клиентов, комната матери и ребенка, правда, пока без детей.
Второе детище саммита — аэроэкспресс. Восемь раз в день электричка с красными и синими вагонами едет из Владивостока в аэропорт и обратно. Красные вагоны — бизнес-класс, два синих — экономкласс. Билеты экономкласса можно купить за 200 руб., бизнес — за 350 руб. Корреспонденты «Ведомостей» купили билеты в автоматах по кредитной карте, чем очень расстроили двух скучающих билетерш. Других пассажиров в понедельник в семь вечера не нашлось. Наверное, мало на планете есть мест, где можно за 400 руб. (стоимость двух билетов) прокатиться в пустом поезде. Во Владивостоке можно. РЖД построила этот маршрут более чем за 8 млрд руб., из которых 3,6 млрд руб. получила из федерального бюджета. Когда РЖД собирается вывести проект на прибыль и как долго готова гонять пустые поезда, компания говорить отказалась.
Гордость Путина — два моста с высокими пилонами (первый — через бухту Золотой Рог, второй — на о.Русский) видны почти отовсюду. Это не мосты, а доминанта города, говорит губернатор Владимир Миклушевский: «Без них уже нельзя представить Владивосток». Когда летом открыли первый, тысячи вышли на улицу: «Большего праздника я в жизни не видел. Это было всеобщее ликование».
Мост через Золотой Рог нужен городу, он соединил две его части, а мост на Русский — нужный, конечно, но, как говорят приморские чиновники, «на перспективу». Потому что пока по этому мосту особо некуда ехать, кроме возведенного ударными темпами московской компанией «Крокус» и опустевшего после саммита Дальневосточного университета. Да и в университет, собственно, тоже никто не пустит, его стережет целая армия охранников. «Крокус» никак не оформит документы по передаче зданий университету. Пока тянется волокита с документами, на Русском частично открылось только общежитие, которое ввели в опытную эксплуатацию для 2100 студентов-первокурсников.
Студенты, которые живут на Русском, с гордостью показывают свои номера. Они похожи на гостиничные в трехзвездочном отеле. Нет пока стиральных машин, жалуются студенты, но тут же замолкают: они знают, что у студентов в городе условия хуже.
В некоторых корпусах стройка в самом разгаре. Ректор Сергей Иванец убеждает, что эти корпуса не недострой, а «объекты второй очереди». Еще должны построить домики для приглашенных профессоров, но это тоже потом.
«Все затраты, связанные с о.Русский, — мост и кампус на этом острове — несвоевременны, все это можно было сделать дешевле и на побережье, — считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — Сейчас кампус заселен только первокурсниками, которые ездят на автобусе на занятия на материк, в кампусах ужасный холод, потому что сэкономили на стройматериалах, и проблемы с питанием. А ведь на всю эту потемкинскую деревню ушла значительная часть средств. Разве на территории Владивостока и прилегающих районов нет свободного места для размещения кампуса? Это просто смешно!» «Похмелье после пира будет тяжелым, — предсказывает Зубаревич. — Тот же кампус с гигантскими недоделками не принят в эксплуатацию, кто и на какие средства эти недоделки будет устранять?»
Представитель «Крокуса» возражает, что корпуса университета готовы на 100%, а достраиваются лабораторный корпус и медицинский центр, которые правительство поручило построить только в начале 2012 г. Чтобы принять университет в эксплуатацию, надо собрать кучу документов (заключение санэпиднадзора, технадзора и т.д.), объясняет сотрудник дальневосточной дирекции Минрегиона. «Канализация, например, запущена, но, чтобы дирекция ее могла принять, она должна работать в полном объеме. А даже 8500 делегатов саммита не смогли обеспечить этот объем», — добавляет он. До конца ноября дирекция могла бы принять объекты, но как дела пойдут дальше из-за расследований, непонятно, заключает он (о расследовании см.врез).
Что недостроили
Вторая очередь у объектов саммита получилась довольно длинной. Это две пятизвездочные гостиницы, которые возводит компания «Наш дом Приморье» на средства администрации Приморского края и кредиты. Когда эти гостиницы начинали строить, всех убеждали, что там в роскоши будут жить гости саммита. Но не успели. Гендиректор подрядчика «Технострой-М» Михаил Калашников, который строит гостиницу на мысе Бурный, угрюм и прогнозов об окончании стройки давать не хочет. Говорит, что на объекте трудится 563 человека, но их почти не видно. У второй гостиницы, которая возводится на Корабельной набережной, с виду дела идут гораздо лучше. Но и там рабочие в ответ на вопрос, когда закончат, не отвечают, а вспоминают, как пришли контейнеры с долгожданной плиткой для внутренних работ, а она почти вся битая.
Гостиницы даже хотели продать какому-нибудь частному инвестору и уже искали покупателя, признался человек, близкий к администрации Приморья. Бизнесмены приезжали, смотрели, но покупать не стали. Продадим, когда построим, говорит Миклушевский.
Не успели достроить и оперный театр — огромный стеклянный куб на мысе Чуркин. Театр к саммиту придумал построить предыдущий губернатор Дарькин (кстати, его супруга Лариса Белоброва была ведущей актрисой Владивостокского драматического театра). С момента первого проекта смета выросла с 2,5 млрд до 4 млрд руб. Но это ничего: «Владивосток достоин того, чтобы иметь самый лучший театр», — уверен новый губернатор Миклушевский.
Да и те объекты, которые уже построены, теперь надо несколько лет доделывать. Общественная приемка, созданная Миклушевским, обнаружила 150 недоделок — те же съезды с федеральной трассы к населенным пунктам. Миклушевский не согласен их называть недоделками: «Это адаптация под реальную жизнь». Губернатор обещает, что адаптация будет профинансирована из краевого бюджета за два-четыре года. Но сколько денег потребуется, Миклушевский сказать не может. Все объекты нужные, люди к ним привыкнут и обживут, успокаивает мэр Пушкарев: «Нет ни одного так называемого памятника АТЭС».
Игра после саммита
Берег Муравьиной бухты Уссурийского залива усыпан большими белыми ракушками-песчанками. Бухту облюбовали птицы — здесь тихо, можно поживиться рыбой. Тихо, несмотря на то что в бухте уже два года идет стройка: тут будет игорная зона — одна из четырех разрешенных в России. Эта зона — одна из главных инвестиционных надежд властей края. «Я лично курирую создание кластера», — с гордостью сообщает Миклушевский. Сюда поедут туристы — в казино, на аттракционы и шопинг, мечтает губернатор. Откуда? В часе лета от Владивостока, в Китае, в Корее, в Японии, живет 400 млн человек и производится 10% мирового ВВП. «Интегрированный курорт, — продолжает губернатор, — это огромный мультипликатор: за ним идет развитие транспорта, сервиса и сельского хозяйства». Приморье может принимать 10 млн туристов в год. Правда, в этом году примет не больше 130000.
За два года на территории зоны начали строить казино и первую гостиницу. Неспешно работают три экскаватора и один подъемный кран. Издалека видно торчащие балки будущего здания — это и есть будущая точка роста Приморского края.
Есть такие точки и в промышленности. Это Sollers, который начинал со сборки китайских SsangYong, а теперь добавил Mazda и собирается запускать Toyota. Приморчане автомобили любят: на одного жителя края приходится в два раза больше автомобилей, чем в Москве. Правда, к собранным во Владивостоке машинам относятся скептически: подержанные «японки», считают, все равно лучше.
Могут вырасти и энергетические проекты: «Роснефть» собирается строить нефтехимический завод в Козьмине, «Газпром» лет через пять лет обещает поставить завод по производству сжиженного газа.
Миклушевский говорит, что Приморью надо менять имидж. Приморье — не «краб, икра и криминал», а «окно России в Азию». А чтобы окно открывалось пошире, надо еще построить хотя бы один мост, говорят приморские чиновники. На противоположном берегу Амурского залива расположен полуостров Песчаный. До него от Владивостока всего 14 км морем, а сушей, как сейчас, — под сотню. Если из города протянуть этот мост, то Владивосток станет не окном, а дверью, рассуждают чиновники. Ведь от Песчаного до Китая рукой подать. А Китай — это «ого-го канал для развития инвестиций». «Сколько же может стоить такой мост?» — спрашиваем мы. — «Да не так уж и дорого — 150 млрд руб.». К следующему саммиту точно построят.
"Байкал24"