Урбанистический холст — стена

Оборванный кусок обоев, из-под которого виднеется грязно-белого цвета стена. Мне этот кусок в углу за кроватью в детстве казался удобным местом для “увековечивания” облаков и солнца. Я брала карандаши и рисовала украдкой свой пейзаж. Думаю, такие задумки приходили в детстве каждому. Любой из нас может вспомнить момент, когда он брал в руки мел и что-нибудь выводил на стене, или ловил себя на мысли оставить след в истории наскальной живописи. У кого-то это желание прошло со временем, а для кого-то стало настоящим искусством, которое он с удовольствием привносит в жизнь.

С украшения вагонов — до наших дней

Квадратные метры кирпича и бетона во всех городах стали полотном искусства для райтеров (мастеров граффити), которые возвели баллончик краски до уровня кисти.

Граффити как искусство улиц родилось в Нью-Йорке в 60-х годах прошлого века. Хотя первые надписи и рисунки на стенах (от итал. graffiare — царапать) в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера были обнаружены еще на античных памятниках и древних сосудах. Граффити заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю “картинам” уличного творчества. Пикассо ценил в граффити “предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека”. Слово “рок” (в смысле, “судьба"), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Египте и Греции. Американские индейцы (племена майя) также увлекались росписью плоских поверхностей.

Сегодня граффити ассоциируется, в первую очередь, с альтернативной формой городской культуры. Не стоит путать уличное искусство с надписями на заборах и стенах типа “Доброе утро, солнце” или “Коля классный чувак” — это всего лишь послания, в большинстве своем вандализм.

Вернемся к истории, то есть, к Нью-Йорку, ведь именно там зародилось граффити как новая культурная волна со своей техникой, стилями и слэнгом. Первым райтером, которому в 1971 году была посвящена газетная статья в “Нью-Йорк Таймс” под заголовком “Таки вызвал волну последователей”, стал TAKI 183. Это был подросток из района Вашингтон Хайтс в Манхэттене. Его тэг (стилизованный “автограф”, или авторский логотип) TAKI 183 состоял из его имени Деметриус (Деметраки — Таки) и номера улицы, на которой он жил — 183. Таки подрабатывал курьером, поэтому ему приходилось часто ездить на метро. Куда бы он ни ездил, всюду оставлял свои тэги (это напоминает нашего Васю/Колю или еще кого-нибудь, кто пишет, что он “был здесь"). Потом молодые люди подхватили это и начали оставлять на стенах свой след заковыристым шрифтом. Создавались своеобразные команды, которые расписывали стены, заборы, мусорные баки и мосты. Затем райтеры стали спускаться в подземки и украшать поезда. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда “обновленными”.

Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагоне подземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало “полотно” размером в целый вагон, а год спустя — с состав. Властям все это пришлось не по нраву, и в середине 80-х “подземное” начальство выжило “вагонных художников” из своих владений.

Но, как мы можем убедиться, они существуют и сегодня. Непонимание и гнев властей не привело к полному уничтожению искусства улиц. Граффити украшают урбанистическую жизнь. Стараниями райтеров граффити не только используются на внешнем облике города, но и в клипах, оформлении клубов, дискотек и журналов. Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов — это для граффитчика не только возможность привносить красоту, но и шанс получать за это вознаграждение.

Что касается граффити в России, то первые серьезные отечественные рисунки на стенах начали появляться в середине 90-х, одновременно с модой на брейк-данс. И это вполне естественно, ведь и то и другое — часть хип-хоп-культуры. В это время по стране волной прокатились break-фестивали. Декорации к ним доверили оформлять первым райтерам, которые, несмотря на свою незрелость, при помощи баллонов с автоэмалью просто творили чудеса.

В России Закон не запрещает это искусство, однако отношение к нему у населения преимущественно негативное. Как сложится история этого движения в столице нашего края, мы с вами еще сможем понаблюдать, а вот о том, что оно собой представляет на данном этапе, попытаемся узнать, поговорив с одним из представителей урбанистического арта в Чите.

На волне хип-хопа

Основатель школы граффити в Чите Алексей Литвинец (Acsel) рассказал нам о том, какие стены самые привлекательные для райтеров и почему он выбрал каменный холст для своего искусства.

Acsel рисует с детства. В пятилетнем возрасте оставил на стене свой первый рисунок в доме его бабушки.

— Я забрался на комод, взял мелки и разрисовал в яркие цвета обои и потолок. Бабушка очень сильно ругалась: “Больше так не делай!”, — улыбаясь, вспоминает детство Алексей.

Напутствия бабушки отвлекли юного художника, он перешел на обычные листы бумаги, завел тетрадь, в которой делал зарисовки. Не имея художественного образования, рисовал то, что приходило ему в голову. Но со временем бабушкино “не делай так” позабылось, и в 2005 году, когда он гулял по микрорайону Северный с баллончиками краски в сумке, Алексею пришла мысль украсить попавшуюся на глаза серую невзрачную стену.

— Это были невразумительные рисунки, как и у всех начинающих. В то время меня привлекал хип-хоп, и я хотел быть полностью на его волне, — вспоминает молодой человек. — Граффити является одним из ответвлений уличной культуры. Рисуя, ты как бы погружаешься в волну хип-хопа. С другой стороны, граффити — это один из способов самовыражения. А стена — полотно для выражения своих эмоций, чувств, настроения, это полотно хип-хопа. Город должен быть ярким — это цель граффитчиков.

Граффити, по мнению Алексея, — это отдушина для художника. Настроение, изображенное на стене, — это настроение райтера. Город — большой поток эмоций, и граффити способны отразить настроение каждого.

Рисунки он придумывает сам. На его творение большое влияние оказывают работы уже известных в кругу граффитчиков мастеров уличного искусства.

— Смотришь на них и учишься, — говорит Алексей. — В граффити много различных стилей, да и у каждого человека тоже есть свой стиль. Я пытаюсь попробовать все в поисках своего. Пока не могу сказать, что у меня есть свой стиль, в котором работаю.

Лучше всего нашему художнику рисуется в дневное время, несмотря на то, что многие прохожие на это реагируют отрицательно.

— Если стена “легальная”, то без проблем можно работать баллончиком, а если “нелегальная”, то люди возмущаются, что неудивительно. В Чите с пониманием граффити проблема: люди не знают, что это такое, что оно означает. В основном это относится к пожилым, им непривычно видеть яркие непонятные каракули на стенах, их это пугает.

Влияние города на граффити

Каменные и кирпичные стены вызывают у Алексея желание творчески преобразовать квадратные метры. Хотя среди граффитчиков есть и табу, которое не позволяет осуществлять это желание на памятниках, зданиях, представляющих историческую ценность, на фасадах административных зданий, а также уважающие себя райтеры не рисуют на машинах и на работах других художников.

— Рисовать на таких площадках — вандализм. Мы к этому относимся с презрением. Так же непонятны надписи типа “Здесь был Коля” — это уродование города.

В Чите уличное искусство находится на начальном уровне.

— У нас в городе все плохо с искусством граффити. Я даже не могу, если честно, выделить какую-нибудь работу. Я знаю всего четырех художников, которые активно этим занимаются с 2009 года. Причин, почему в Чите на таком уроне находится граффити, много. Во-первых, заниматься этим сложно, нужны деньги на краску, которую опять же нельзя найти в городе. Спасение — Интернет. Во-вторых, нужно решать вопрос о легальности или нелегальности стены. У нас нет даже площадки, специально отведенной под граффити. Понимание окружающих тоже влияет, вернее, непонимание. Хотя, знаете, в последнее время молодежь стала к этому тянуться, шаги к развитию есть.

Огромный вклад в это развитие, безусловно, внес наш герой — он создал собственную школу уличного искусства.

— Всем, кто хочет заняться граффити, для начало нужно понять, что это такое, прочитать историю, понять, почему люди этим занимаются и для чего. Затем уже брать карандаш с листочком и делать наброски, зарисовки, — говорит Литвинец. — Я, к примеру, когда учился, брал чужие работы и срисовывал их на листочек, пока со временем не наработал желаемые формы, которые стал видоизменять под что-то свое. С этого и само по себе началось “накручивание” собственного подчерка. Нужно разрисоваться, набить руку, а потом пускаться на украшение урбана. А дальше принцип таков: чем больше работаешь с баллоном, тем больше опыта.

Надежда МЕДВЕДКОВА.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ