КСП области: Проект закона «Об областном бюджете на 2011 год» соответствует основным положениям бюджетного законодательства

15 ноября аудиторы Контрольно-счетной палаты Иркутской области обсудили основные параметры законопроекта «Об областном бюджете на 2011 год». Напомним, что общий объем доходов областного бюджета составит в сумме 60 061 044,2 тыс. рублей. Расходы областного бюджета запланированы в сумме 60 313 614,1 тыс. рублей. Дефицит бюджета превысит 252 569 тыс. рублей.

Как сообщил в информационно-аналитической записке по экспертизе положений проекта закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2011 год» заместитель председателя КСП области, аудитор Вячеслав Дормидонов, анализ, в частности, показал, что доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти области и созданных ими учреждений (за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ), предусмотрены в законопроекте в размере 39999,0 тыс. рублей, что на 50% меньше плана на 2010 год (Закон области от 18.12.2009 №100/66-ОЗ) и на 42,4% ниже фактического исполнения за 9 месяцев 2010 года. В пояснительной записке к проекту закона причиной этого снижения указаны положения Бюджетного кодекса РФ, которые говорят о зачислении с 2011 года в доходы бюджета субъекта Российской Федерации доходов от оказания платных услуг, использования и продажи имущества (в том числе и арендной платы) только в отношении казенных учреждений. В результате все неналоговые доходы областного бюджета на 2011 год запланированы главными администраторами поступлений в объеме 80 078,8 тыс. рублей, или 4,5% к прогнозным поступлениям текущего года.

Анализ, который провела аудитор КСП области Надежда Муфахарова, показал, что по разделу «Общегосударственные вопросы» расходы 14 главных распорядителей бюджетных средств на 80-90% состоят из заработной платы и начислений на нее, причем в письмах Министерства финансов Иркутской области от 10.10.2010 до ГРБС доведены предельные объемы бюджетных ассигнований, в которых учитываются различные коэффициенты экономии, которые не содержатся в таблице корректирующих коэффициентов для планирования бюджетных ассигнований областного бюджета на очередной финансовый год, утвержденной распоряжением министерства финансов Иркутской области от 01.07.2010 №143/1-мр. Таким образом, предельные объемы бюджетных ассигнований министерства финансов Иркутской области нелегитимны. В проекте бюджета расходы практически по всем указанным ГРБС заложены согласно доведенных предельных объемов бюджетных ассигнований. Это означает, что министерство финансов Иркутской области при формировании бюджета по указанному разделу нарушило Порядок и Методику планирования бюджетных ассигнований областного бюджета.

Аудитор КСП области Елена Тарасова сообщила, что расходы по разделу 10 «Социальная политика» предусмотрены в сумме 13 881 042,1 тыс. рублей, что на 4 108 800,8 тыс. рублей меньше ожидаемого исполнения 2010 года. В первую очередь, связано это с тем, что средства федерального бюджета еще не распределены. Также в своей информационно-аналитической записке аудитор наряду с другими вопросами отметила, что по информации министерства социального развития, опеки и попечительства, с 2011 года планируется сокращение из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на мероприятия по проведению детской оздоровительной кампании. Для сохранения этих мероприятий необходимо 114 932 тыс. руб. Не предусмотрены ассигнования для обеспечения отдыха и оздоровления детей работающих родителей (в 2010 году на эти цели в областном бюджете было предусмотрено 238840 тыс. рублей).

Как отметил аудитор Дмитрий Дунов, законопроектом существенно занижен возможный уровень налоговых и неналоговых доходов областного бюджета. Отчасти это связано с тем, что разработчики при своих прогнозах опираются не на фактическое поступление доходов в 2010 году к моменту подготовки законопроекта, а на действующую редакцию бюджета-2010, которая, как уже известно, будет существенно корректироваться в доходной части. Также занижение связано и с использованием различных методик расчетов. Так, занижение по транспортному налогу, налогу на добычу полезных ископаемых, плате за негативное воздействие на окружающую среду, доходам от регулярных платежей за пользование недрами, разовым платежам за пользование недрами, плате за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, прочим платежам при пользовании недрами, плате за использование лесов составляет в сумме до 424 811,5 тыс. рублей.

Аудитор КСП области Ирина Веретковская рассказала, что в расходной части областного бюджета учтено 47 млн. рублей, которые нужны в связи с переходом 15 учреждений образования на отраслевую оплату труда. При этом дополнительные средства для перевода на отраслевую систему оплаты труда всех областных образовательных учреждений области законопроектом не предусмотрены. По расчетам минобразования области, для перевода остальных учреждений на НСОТ необходимо еще 859 802 тыс. рублей. Кроме того, для обеспечения питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в областных государственных образовательных учреждениях, необходимо дополнительно предусмотреть 355411 тыс. рублей.

Как отметила в информационно-аналитической записке аудитор КСП области Ольга Ризман, анализ, в частности, показал, что в области функционирует 53 областных учреждения здравоохранения. Расходы на оплату труда планируются в объеме 1 975 618,5 тыс. рублей (с учетом начислений). По сравнению с утвержденным показателем на 2010 год указанные расходы увеличились на 217 074 тыс. рублей (или на 12,3 %), в основном, за счет увеличения расходов по начислениям на оплату труда с учетом роста по страховым взносам во внебюджетные фонды до 34,2%. Объем средств на заработную плату запланирован на уровне 2010 года и является недостаточным для перехода учреждений здравоохранения на новые условия оплаты труда, предусматривающие направление не менее 30 % средств на выплаты стимулирующего характера. Обеспечение больных питанием и медикаментами по прежнему недостаточно.

Как сообщила аудитор КСП области Людмила Богданович, анализ подведомственных вопросов, в частности, показал, что расходы на областную государственную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в Иркутской области в 2007-2012 годах» на 2011 год сокращены от первоначально предусмотренных паспортом программы на 15880 тыс. рублей или на 87,93%. Кроме того, в своей информационно-аналитической записке аудитор отметила и другие вопросы, в частности, то, что расходы на оплату труда главному управлению внутренних дел Иркутской области предусмотрены в объеме расходов текущего года и составляют 2 135 344,0 тыс. рублей. При этом не учтены требования федерального законодательства об увеличении размеров начислений на оплату труда до 34,2% или на 2410,7 тыс. рублей

Предельный объем государственного долга Иркутской области на 2011 год предлагается утвердить в размере 47 607 113,7 тыс. рублей, верхний предел областного государственного внутреннего долга по состоянию на 01.01.2012 - в размере 8 656 500 тыс. рублей, или 18,2 % от утвержденного общего годового объема доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. При этом, как сообщила аудитор КСП области Юлия Махтина, программой внутренних заимствований Иркутской области предусмотрено погашение кредитов коммерческих банков, полученных в 2010 году. При этом по состоянию на 1 ноября 2010 года задолженности по кредитам коммерческих банков у Иркутской области нет.

Напомним, проект закона Иркутской области «Об областном бюджете на 2011 год», а также заключение КСП области были представлены участникам публичных слушаний, также рассмотрены на комитетах и комиссиях Законодательного Собрания Иркутской области.

В своих докладах временно исполняющий обязанности министра финансов Иркутской области Алексей Зезуля отмечал, что в доходной и расходной частях проекта бюджета на 2011 годы не учтены средства федерального бюджета, так как законопроект о бюджете Российской Федерации еще не утвержден депутатами Госдумы. Тем не менее, уже сейчас законопроектом учтены социально-значимые расходы, которые составляют 87 % от общей суммы. Отмечается сокращение по некоторым расходным статьям, но правительство региона надеется изменить ситуацию в течение 2011 года. Налоговые доходы бюджета в 2011 году вырастут на 6,5%, но снизятся суммы безвозмездных поступлений из федеральной казны, в частности, дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности уменьшится на треть – с 6 млрд до 4 млрд рублей.

Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева сообщила, что при анализе законопроекта КСП области уделила особое внимание макроэкономическим показателям, взятым за основу при разработке законопроекта, а также формированию доходной части, так как анализ контрольных мероприятий КСП области говорит о том, что существенного сокращения расходной части в нынешних условиях добиться невозможно.

Так, КСП области сообщила в заключении на проект бюджета-2011, что разработчики при своих расчетах учли низкий уровень инфляции (5,9%. В среднем по РФ – 6,5%), что повышает риски, связанные с реальным ростом цен на продовольственные товары, горюче-смазочные материалы. На уровне инфляции может сказаться и планируемое повышение акцизов и, соответственно, рост стоимости топливных ресурсов. Повышение инфляции сверх прогнозируемого уровня (5,9%), приведет к снижению расходов бюджетной системы в реальном выражении. Кроме того, сравнительный анализ прогноза развития экономики Иркутской области на 2011 год и Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 04.06.2010 № 34-р показал, что предлагаемый прогноз не обеспечивает достижение стратегических целей и задач, предусмотренных в Концепции.

Как сообщила Ирина Морохоева, анализ доходной части Законопроекта показал, что по отдельным доходам областного бюджета (налог на прибыль организаций, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами и др.) нужно было представить более детальное обоснование. Некоторые доходные показатели Законопроекта являются расчетными, при этом расчеты не приводятся, что затрудняет оценку их обоснованности. Прогнозы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 год и планируемые поступления в ряде случаев не взаимоувязаны. По отдельным налогам разработчики Законопроекта исходят от ожидаемой оценки поступлений, а не от прогнозных значений и макроэкономических показателей.

КСП области сообщила, что 4,5% расходов регионального бюджета будут произведены в соответствии с программами, а непрограммная часть расходов составит 95,5%. При этом программная часть расходов федерального бюджета в 2011 году составляет 84,8% общего объема расходов. Таким образом, характер планирования расходов бюджета Иркутской области на 2011 год нарушает рекомендованный Правительством РФ программный принцип бюджетных расходов. Также следует отметить, что действующая программная часть областного бюджета неоднократно корректируется в течение финансового года в сторону сокращения, что не позволяет достигнуть ранее принятые целевые индикаторы, бюджетные обязательства и конечные цели программ.

Необходимо обратить внимание на то, что в 2011 году федеральный бюджет сократит расходы на реализацию приоритетных национальных проектов. При этом будет сокращено финансирование ПНП «Образование», ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», но увеличатся расходы на ПНП «Развитие агропромышленного комплекса», ПНП «Здоровье». Как отметила КСП области, средства в рамках приоритетных национальных проектов выделяются на основе софинансирования, в настоящее время сумма долевого софинансирования окончательно не определена, поэтому необходимо учесть, что доля федерального софинансирования напрямую зависит от соответствующей доли расходов областного бюджета.

Также КСП области сообщила, что муниципальные образования Иркутской области в 2011 году получат межбюджетные трансферты в сумме 22 628 939,9 тыс. рублей, что на 241 806,1 тыс. рублей меньше, чем в 2010 году. При условии поступления дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета межбюджетные трансферты местным бюджетам можно увеличить. Вместе с тем, в условиях изменения бюджетного и налогового законодательства у муниципальных образований отсутствуют резервы для самостоятельного погашения сложившейся кредиторской задолженности, снижения муниципального долга и достижения сбалансированности бюджетов.

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ