«Я был здесь на самом первом фестивале, когда театром руководил еще Владимир Константинович Шагин. К сожалению, он ушел из жизни, но фестиваль продолжается. Это достойная память об этом прекрасном человеке». Владимир Спиваков, создатель и художественный руководитель ансамбля «Виртуозы Москвы», один из лучших скрипачей мира, выступил в Иркутске в рамках Международного фестиваля академической музыки «Звезды на Байкале».
17 сентября в Иркутском музыкальном театре имени Н.М. Загурского прошел концерт в рамках фестиваля с участием Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». В роли солиста на сцену вышел любимец иркутской публики, создатель и художественный руководитель фестиваля Денис Мацуев (фортепиано).
В программе концерта прозвучала музыка Иоганна Себастьяна Баха (адажио из «Пасхальной оратории», BWV 249), концерт для фортепиано и струнного оркестра Альфреда Шнитке, дивертисмент № 1 для струнных ре мажор, KV 136 (Вольфганг Амадей Моцарт).
А во втором отделении зрители услышали удивительную симфонию № 45 фа-диез минор Йозефа Гайдна, которая известна как «Прощальная». У этой симфонии есть своя история: Гайдн работал у вегнерского князя Эстерхази, который не платил своим музыкантам зарплату и не давал отпуска. Заступничество Гайдна плодов не принесло. И тогда он написал симфонию, которая исполняется при свечах, и где каждый музыкант, завершив партию, гасит свою свечу и покидает сцену. До тех пор, пока сцена не опустеет совсем, и не наступит темнота.
В Иркутске вместо свечей было электрическое освещение. Но оно, согласно сюжету, убывало с каждой завершенной партией. Зрители были в полном восторге, когда увидели эту симфонию, разыгранную в виде почти что театрального представления. Этот новаторский приём, когда музыканты покидают сцену, а также саму симфонию исследователи называют предтечей модернистских и концептуальных исканий. Кстати, согласно легенде, князь тоже по достоинству оценил этот прием и пошел навстречу требованиям музыкантов.
На сцене со скрипкой в этот вечер выступал сам маэстро Владимир Спиваков. Он не играл несколько лет, но Денис Мацуев уговорил его вновь взять скрипку и смычок в руки, рассказывает Владимир Теодорович:
- Да, я решился – можно сказать, с трудом. Благодаря Денису Леонидовичу, это было его предложение. Давно я не играл, к тому же у меня были разные операции на пальцах. И я уже решил, что никогда больше играть не смогу. Действительно, это довольно трудно. Потому что при игре начинает опухать палец. Но у нас есть такое русское средство – бадяга. Очень рекомендую! Я играю, потом лечу палец. Мы с Денисом Мацуевым честно репетировали, вот сыграли один концерт в Челябинске. Попробовали… Как у Чехова в «Жалобной книге»: проба пера! Вот и у нас была – такая проба пера. И сейчас я специально прилетел в Иркутск пораньше, два дня мы репетировали. Должен сказать, что «Звезды на Байкале» – это потрясающий фестиваль. Я был здесь на самом первом фестивале, когда театром руководил еще Владимир Константинович Шагин. Я его с большой теплотой вспоминаю, это был удивительный человек! Он горел этим, мечтал, чтобы фестиваль был, и чтобы он был значительным, важным. Владимир Шагин, к сожалению, ушел из жизни. Но фестиваль продолжается. Это достойная память об этом прекрасном человеке. О таланте Дениса Леонидовича говорить даже не нужно, во всем мире известно его дарование – как пианиста, как музыканта, как замечательного организатора. Программа фестиваля «Звезды на Байкале» не уступает мировым стандартам, точно вам могу сказать! Мы готовимся к этому, потому что для нас Иркутск – очень важная веха в нашей концертной жизни. И в жизни вообще. Мы подготовили специальную программу: концерт Шнитке, достаточно редко звучащее сочинение. Но впереди юбилей у Альфреда Гарриевича, и мне кажется очень важным, что в преддверии будет звучать это замечательное сочинение.
24 ноября 2024 года исполнится 90 лет со дня рождения композитора. Владимир Спиваков вспомнил, как однажды он играл этот концерт с пианистом Владимиром Крайневым, другом Шнитке, которому это произведение посвящено.
- Мы с Крайневым играли этот концерт, кажется, во Флоренции. И Володя так растрогался после исполнения, что подарил мне ноты с автографом Альфреда Шнитке. Так что они у меня есть.
Вспоминая Шнитке, Владимир Спиваков отметил:
- У каждого гения есть одно важное качество: он чувствует свое время. Мало того, каждый великий композитор – своего рода пророк. Он смотрит на двадцать, тридцать, пятьдесят лет вперед. Например, когда Софья Губайдулина написал произведение «Семь последних слов Христа», мы его играли в Америке – там ничего не поняли. Потому что это был язык будущего, как будто с Марса прилетели люди и играют на совершенно незнакомом языке. Но постепенно мы начинаем понимать, о чем говорили эти люди. И композитор Шнитке – у него тоже особая черта. Взять даже его простые вещи, музыку к кино, допустим, вальсы!.. Вальс – это вообще не русский танец, он пришел из Германии, Австрии. Но именно Шнитке внес в него такую отчаянную русскость. И его вальс звучит «на разрыв аорты». Этот концерт, который прозвучит сегодня, показывает нам хаос, который в мире происходит. Это – о сегодняшнем дне. К тому же там есть несколько нот, ритмически очень четко выложенных как «Господи, помилуй». Мы можем только надеяться на Бога.
Владимир Спиваков рассказал, как он пережил расставание со своей скрипкой работы Антонио Страдивари, с которой он выступал с 1997 года и ласково называл ее «Любаша». Скрипка была передана ему в пожизненное пользование меценатами, но с одной оговоркой: требовалась очень дорогая страховка, которую оплачивала английская компания. Уже два года как Спиваков не имеет возможности на не играть.
- Да. Это расставание я пережил очень трудно. Это как уход любимого человека. Но что можно было сделать?.. Просто лондонская страховая компания отказалась платить страховку за этот инструмент в связи с тем, что я остался в России. И не уехал, как хотели того. Теперь мне дали скрипку из государственной коллекции – тоже Страдивари. Тот был Страдивари «золотого периода», 1713 года. А этот инструмент Страдивари сделал, будучи уже… умудренным опытом человеком, за год до своей смерти, в 1736 году. Этот инструмент – трудный, своенравный, и главное – что я не могу его вывозить никуда. Поэтому вот сейчас я уезжал на летний отпуск с детьми, был вне пределов России. И инструмент хранился в госколлекции. И когда я его взял… Не слушается! Расстроился, струны лопались, хрипел, скрипел. Возмущалась скрипка! В общем, надо было договориться как-то с ней. Ну… сейчас пытаюсь, договариваюсь.
Владимир Спиваков выступил также на завершающем концерте: 18 сентября прошел «Сонатный вечер», где он сыграл в дуэте с Денисом Мацуевым. Всего в рамках «Звезд на Байкале» состоялось более 20 концертов, которые посетили около 13 тысяч человек.