Концерт на грани

Необычный концерт состоялся в Иркутской филармонии в программе фестиваля «Звезды на Байкале». Вместе с Губернаторским симфоническим оркестром здесь выступили самый известный баянист мира Айдар Гайнуллин и гитарист-виртуоз экстра-класса Дмитрий Илларионов. Зал был полон, зрители – в восторге. Сначала Айдар Гайнуллин сыграл Концерт для баяна с оркестром Астора Пьяццолы, а потом они вместе с Дмитрием Илларионовым сыграли Концерт для баяна и гитары со струнным оркестром этого же выдающегося аргентинского композитора. На бис молодые музыканты на радость публике сыграли музыкальную дуэль гитары и баяна.

Это выступление действительно выбивалось из классической канвы фестиваля. И в антракте музыканты дали интервью газете «Областная». Кстати, оказалось, что оба они связаны с Иркутском.

– Большое спасибо Денису Мацуеву, что он нас пригласил на фестиваль «Звезды на Байкале», потому что по сравнению с фортепьяно, скрипкой и виолончелью баян с оркестром и гитара с оркестром звучат, конечно, не так уж часто, – отметил Дмитрий Илларионов. – Кроме того, мы в первый раз играем с Айдаром, хотя я уже два раза выступал в Иркутске, один раз с оркестром, а второй раз с сольной программой. В русле классического исполнительства – это уже выход за рамки, концерт на грани.

Иркутская публика не оставила музыкантов равнодушными.

– В Иркутске очень теплая публика, – отметил Айдар Гайнуллин. – И что меня порадовало – на концерте было очень много молодежи. Ведь если в филармонию будут приходить только люди старшего поколения, то какая публика будет у Дениса через 20 лет? Большая проблема, что классика становится элитной музыкой. Поэтому сейчас приветствуются такие проекты, которые совмещают классическую и современную музыку.

Музыканты признались, что они очень часто выходят за рамки академического искусства и «грешат» исполнением музыки других направлений. Но классике они «изменяют» намеренно, обогащаясь как музыканты и привлекая в филармонические залы новых зрителей.

– Я склонен к различным экспериментам, – рассказал Дмитрий Илларионов. – Это нас связывало с Айдаром, потому что он тоже этим «грешит», и Денис Мацуев, кстати, делает то же самое. Это интересно, потому что тем самым мы выходим за рамки нашего любимого академического искусства, привлекая новых людей. Например, я играл с Алексеем Айги. Это очень известный скрипач, который написал музыку к фильму «Страна глухих». Он играет в клубах академическую музыку с неакадемическим составом. Я там выступаю фактически как джазовый музыкант. У меня есть квартет «Фортиссимо», там мы играем все вплоть до рок-музыки. Недавно я играл пьесу эстонского композитора Эркки-Свен Тюура для фортепьяно и электрогитары с Ксенией Башмет. На концерт пришел Юрий Башмет, кстати, было ощущение, что ему единственному из всего зала пьеса понравилась.

Айдар Гайнуллин рассказал, что он живет на два города – две недели в Берлине и столько же в Москве. Просто из Германии очень удобно ездить с концертами по Европе, а Москва – это выход на Россию. Кстати, он очень часто гастролирует по России и уже побывал во многих соседних городах: Красноярске, Чите, а вот в Иркутске впервые. Однако с нашим городом его связывает сотрудничество с нашим земляком, режиссером Иваном Вырыпаевым. Айдар Гайнуллин – автор музыки к двум его фильмам «Эйфория» и «Кислород». За первый фильм баянист получил Национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» и «Нику», а за второй – премию «Кинотавра».

– Мы познакомились через фонд Ростроповича, Ивану нужен был баянист для его постановки «Бытие № 2», и ему порекомендовали меня, – вспоминает Айдар Гайнуллин. – Я прочитал пьесу, и сначала у меня, конечно, были странные ощущения. Это был мой первый опыт в театре и сразу такой необычный спектакль – употребление ненормативной лексики, и такая сложная тема. Но потом подумал – ладно, ради интереса попробую.

Сотрудничество сложилось, более того, музыка Айдара Гайнуллина фактически выстроила весь спектакль, и Иван Вырыпаев обратился к баянисту с неожиданной просьбой.

– Ивану очень нравилось, как я играю на баяне и он сразу предложил мне написать музыку к его первому фильму «Эйфория», на что я ответил: это большая честь для меня, но у меня нет композиторского образования, я никогда раньше не писал музыку и могу подвести. На что он мне ответил: ну как же, ты ведь так тонко чувствуешь музыку, ты можешь написать саунд-трек к моему фильму. Я согласился, написал, продюсеры послушали и сказали, что это идеальная тема, которая подходит к фильму.

Те, кто смотрел фильм, наверняка подумают, что Айдар Гайннулин, создавая музыку к фильму, вдохновлялся прекрасными кадрами, на которых запечатлены просторы Дона. Однако все было наоборот:

– Вначале появилась музыка, а потом было снято кино. Это нестандартная ситуация. Я прочитал текст, поговорил с Иваном, он объяснил мне, какие грани нужно подчеркнуть. Затем актеры, операторы слушали музыку и таким образом настраивались на работу. Так что можно сказать, что сам фильм родился под впечатлением музыки.

После этот баянист явно увлекся написанием музыки к фильмам:

– Недавно я закончил саунд-трек к фильму «Сибирь. Монамур» Вячеслава Росса. И впервые в истории русского кинематографа его взялся раскручивать сам Люк Бессон, поэтому премьера фильма будет проходить во Франции.

Кстати, во втором отделении концерта также состоялась премьера двух произведений Сергея Дрезнина «Попурри на военные темы» и «Попурри на темы «ABBA». Композитор исполнял их с Губернаторским симфоническим оркестром. Солировал же любимец иркутской публики, всемирно известный виолончелист Борислав Струлев, который, кстати, тоже частенько «изменяет» классике.

Автор: Елена Орлова

Фотограф: Николай Рютин



"Байкал24"

по материалам



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ