Об итогах 11-го сезона летнего театрального центра на Ольхоне и фестиваля "Сибирская рампа-2010"
Театр -- поиск себя. Любительский театр не хобби, а взгляд на собственное мировоззрение, свою душу. Ольхонский фестиваль -- это атмосфера соборности, красоты дела, которому ты служишь. Это чувство общности, которого давно нет ни в Москве в целом, ни в профессиональном театральном мире в частности. Это цементирующая сила, в которой завязаны в основном молодые люди. К счастью. И здесь я, по сути, -- уже представитель почтенного возраста, обретаю новую молодость.
Из интервью Юрия Авшарова, 2005--2007 гг.
Работа международного летнего театрального центра и фестиваля "Сибирская рампа-2010" была организована творческими театральными мастерскими Дворца культуры "Современник" и театра "Факел" города Ангарска при активной поддержке российского Союза театральный деятелей, Российского центра Международной ассоциации любительских театров (АИТА), министерства культуры и архивов Иркутской области, областного центра народного творчества и досуга. Она проходила с 21 июля по 2 августа 2010 года в поселке Хужир на Ольхоне.
Итак, закончился 11-й театральный фестиваль-лаборатория "Сибирская рампа-2010", собравший своих почитателей с 22 июля по 2 августа в международном летнем театральном центре "Ольхон-2010". Фестиваль, которого ждали целый год, к которому творчески готовились, для поездки на который копили деньги...
Этот сезон стал для театралов особенным -- он был посвящен памяти великого педагога, актера и режиссера, народного артиста России Юрия Авшарова, который много лет курировал МЛТЦ. 30 июля на фестивальной сцене, во дворе детского сада "Гномик" в поселке Хужир, прошел вечер воспоминаний, на котором люди, хорошо знавшие Юрия Михайловича, рассказали новичкам фестиваля, каким замечательным человеком и преподавателем он был. Хотя уже сам по себе тот факт, что театральный центр работает вопреки всем кризисам, означает: его дело продолжает развиваться.
Новинки сезона-2010
Передать словами ощущение уникальной атмосферы, необыкновенной театральной энергетики, царящей на острове во время фестиваля, невозможно. Это из серии "лучше один раз увидеть". Ее создание -- процесс трудоемкий. Подготовка к проведению "Сибирской рампы-2010" началась еще зимой в закулисье театра "Факел", и руководил ею бессменный организатор фестиваля, заслуженный работник культуры РФ Александр Кононов. И пусть идея проводить театральную лабораторию на почти необитаемом, по словам некоторых москвичей, острове кому-то кажется сумасшедшей -- желающих приехать на фестиваль не убавляется. Бесчисленные заявки на участие стали слетаться в Ангарск с первыми весенними птицами. В итоге свои спектакли на "Ольхоне-2010" показали 26 театров.
Приехать смогли не все, кто хотел: к примеру, коллективам из Италии и Германии помешали экономический кризис и природные катаклизмы в Европе. Многие привезли на чудо-остров не по одному спектаклю, сделав заявки и на детский, и на взрослый сезон. Необходимость организовать работу центра в два этапа, как это было и в прошлом году, была продиктована не только количеством участников, но и тем, что их возраст варьировался от детсадовского до глубоко пенсионного.
Вячеславу Дробышеву, самому старшему участнику "Сибирской рампы-2010", исполнилось 70 лет, он приехал из Костромской области с народным драматическим театром ДК железнодорожников станции Буй.
Самых маленьких театралов привез на Ольхон неоднократный участник фестиваля Николай Щербаков, режиссер театра "Канителька" ангарской гимназии № 8. Он поставил инсценировку "Лягушачьи фантазии" с помощью ребят из детского сада при гимназии и их родителей. Репетиции этого театра с громким кваканьем, кряканьем и лозунгами мокриц, вошедшими в число "золотых изречений" фестиваля, доставили зрителям не меньше удовольствия, чем сам спектакль. Причем, как заявил Николай Александрович, на этот раз не дети были при родителях, как во время обычных семейных выездов на природу, а родители при детях, прибывших на остров не отдыхать, а работать.
То, что взаимная творческая подпитка коллег по цеху сопровождается напряженной театральной работой, узнали и юные актеры из театра "Чуфело" Дворца творчества детей и молодежи (руководитель Любовь Багрийчук), приехавшие на фестиваль впервые. Народный театр "Факел" ДК "Современник" привез сюда три спектакля, как и образцовый театр "Родничок" Тагира Хамитова при ДТДиМ. По установившейся традиции ангарский театральный десант был самым многочисленным.
Тема 11-го фестиваля -- основополагающая для такого направления искусства, как театр: "Что стоит за текстом?". Очень актуальна, ведь многие российские профессиональные театры сегодня делают ставку не на актера, а на визуальный эффект, уподобляясь кинематографу. Театр перестает брать зрителя человеком, а "эффектные" нововведения уничтожают русские текстовые театральные традиции.
Детские игры
Тема работы МЛТЦ была одинаково значимой для детского и взрослого этапов "Сибирской рампы-2010". Один из приглашенных педагогов, доцент кафедры сценической пластики РАТИ, актер и режиссер Олег Волынцев, побывавший на Ольхоне впервые, удивился, как легко дети приняли условия игры и справлялись с предложенной им непростой ситуацией фестивального быта и учебы. Были организованы мастер-классы.
Кроме занятий по сценическому движению с Олегом Анатольевичем, открывавшим неизведанные возможности собственного тела, ребята выполняли упражнения под руководством старшего преподавателя РАТИ Татьяны Тарасовой. Татьяна Александровна работала над актерским восприятием, выходя через него на поступок, на импровизацию, провоцируя артистов на истинное взаимодействие, а не обозначение его через текст. При этом серьезные упражнения со стороны напоминали веселую игру: как непросто быть "червячком, ползущим по дереву", уяснили и сами "червячки", и те, кому досталась роль "несговорчивого" дерева.
Оживлять планшетных кукол обучал всех желающих бессменный педагог фестиваля, главный специалист по любительским театрам областного центра народного творчества и досуга Иркутска Валерий Кирюнин. По его словам, все тренинги были направлены на то, чтобы подвести актера к возникающему изнутри слову, которое должно быть произнесено только после того, как станет по-настоящему необходимым для выражения требующего выхода смысла. Театральные дети педагогам, как всегда, понравились.
-- Дети на любительской сцене связаны одним -- любовью к театру, -- говорит Олег Волынцев. -- Главное, что они не фальшивые, искренние, непосредственные, даже если у них не все получается.
Получалось действительно не все, но о том, что требовало доработки или переработки, преподаватели сообщали руководителям театров на ежедневных обсуждениях спектаклей. И эти занятия были самыми желанными для режиссеров: кто, к примеру, из местных сельчан расскажет о недостатках спектакля, не забыв отметить его достоинства?
Среди любопытных работ, показанных на детском сезоне, можно назвать притчу "Маугли" театра-студии "Глобус" из Боготола. Ребята играли в сумеречном лесу и в качестве реквизита использовали коровьи черепа, блестяще вписавшиеся в естественные декорации. Денис Юрченко, исполнитель заглавной роли, с удовольствием возился в песке и хвое вместе с "волчатами", и верилось, что мальчик живет здесь почти с рождения -- ведь его полуголое тело, казалось, совсем не страдает от холода. (Кстати, за эту роль ему достался специальный диплом "Театральный Гаврош".)
Спектакль "Чудо чудное" по мотивам русских бытовых сказок театра-студии "Родничок" стал вторым, а ангарские артисты Анна Гультяева, Константин Баргатин и Илья Бабешко получили награды "за яркое воплощение образа". Впервые стал свидетелем сказочной действительности фестиваля театр читинского детского дома "Родник", приехавший с музыкальной сказкой "Жила-была сыроежка". "Записки выдающегося двоечника" театра "Дети" из Красноярска активно обличали картонную действительность нашей школы, большую роль в этом процессе сыграла сценография, названная жюри лучшей.
Самое большое количество наград собрал спектакль "Сказки цветущей сакуры" школы-студии при народном театре "ВокзалЪ" из Читы, поставленный по мотивам японских сказок. Зрителям он понравился гораздо больше, чем настоящий японский спектакль, который завсегдатаи фестиваля видели в прошлом году: ведь здесь к иноземной экзотике добавилась изрядная доля русского юмора. Работа получила диплом первой степени и приз зрительских симпатий, Александр Иванив и Светлана Безруких отмечены за лучшую мужскую и женскую роли, а их режиссеру-педагогу Елене Домашенкиной был вручен диплом за лучшую педагогическую работу.
Не только для взрослых
При том, что фестиваль -- дело круглосуточное, он прошел слишком быстро и кажется одним большим днем. Сезон любительских и независимых театров, называемый для краткости "взрослым", открылся 26 июля у той же знаменитой одинокой лиственницы на мысе Бурхан. И если на открытии детского сезона для всех участников прошел конфетный дождь, здесь в игру вступил настоящий. Актеры мужественно выходили на открытую сценическую площадку, зрители мокли, пританцовывая от холода.
Сезон был открыт, когда на Бурхане зажгли факелы актеры одноименного театра. Среди "взрослых" спектаклей нашлось место для пародийной сказки -- ее привез из Челябинска Сергей Шумин, прошедший когда-то в Ангарске кононовскую школу и возглавляющий школьный театр-студию "Талант".
Комедия положений "Шикарная свадьба" Робина Хоудона, показанная театром "Экспромт" из Нижнеудинска, отчаянно развеселила зрителей, перекормленных к тому моменту классикой. Отличительным знаком этого сезона стало обилие инсценировок: от подбора рассказов Антона Чехова, Ярослава Гашека или Светланы Алексиевич до обращения к изначально недраматическим произведениям -- "Маленькому принцу" Экзюпери или "Запискам сумасшедшего" Гоголя, "Гранатовому браслету" Александра Куприна или "Момо" Михаэля Энде.
Несмотря на качественную литературу, не все постановки "состоялись" -- это выяснялось на обсуждениях, где детального разбора не избежал ни один спектакль. Занятия с режиссерами и актерами вели профессор РАТИ Михаил Чумаченко, вице-президент ассоциации любительских театров России, президент ассоциации студенческих театров России и доцент кафедры сценической пластики РАТИ Олег Снопков. Этот преподавательский дуэт в течение всего сезона играл свой шутейный спектакль, разбавляя серьезные разговоры и улучшая тем самым усвоение необходимого материала. Тему "Что стоит за текстом?" разбирали на примере чеховского "Дяди Вани", начав занятия по тексту драмы с азов режиссерско-актерской грамотности. Лекция незаметно перетекала в тренинг на восприятие и показ этюдов по пьесе.
Несколько театров удивили своими постановками. Например, омская "Карусель" Натальи Козловской, частая участница ольхонского фестиваля, показала "Страшную месть" Гоголя, используя пластические и вокальные данные своих актеров, приправив спектакль "яблочной" символикой. Для представления было выбрано жутковатое место -- то ли заброшенный хлев, то ли гараж почти без крыши и с широкими проемами вместо дверей, в которые был виден сумеречный Байкал. Результат -- диплом третьей степени. Запомнили работу кемеровского театра "Карман" технического университета под названием "Ты и я". Тема любви и радостного принятия жизни, воплощенная в пластике с элементами виртуального театра, была принята публикой с бурным восторгом. Спектакль получил гран-при и стал лучшим завершением фестиваля.
В год 65-летия Победы в программе фестиваля не могло не быть спектаклей на военную тему, хотя, как отметил Михаил Чумаченко, литература и драматургия о войне по большей части фальшивы. Может быть, поэтому из трех работ на эту тему жюри выделило основывающуюся на искренней книге Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". Спектакль "Моя война" молодежного театра-студии "Галерка" из Екатеринбурга, в котором в качестве нового приема использовалось невыразительное чтение текста писем из прошлого, стал лауреатом фестиваля первой степени. О силе этой книги говорит тот факт, что в прошлом году одноименный спектакль молодежной студии ангарского "Родничка", усиленный отрывком из повести "А зори здесь тихие" Бориса Васильева, также стал лучшим. На второе место жюри поставило ангарский "Факел" с его "Утренней жертвой". Актер этого театра Николай Коваль, выступивший в моноспектакле "Записки сумасшедшего", признан исполнителем лучшей мужской роли. Не все были согласны с мнением жюри. Но уникальность ольхонского фестиваля состоит в том, что проиграть здесь невозможно. У всех участников была возможность учиться любимому делу в течение этих 12 дней. Как сказал профессор РАТИ Михаил Чумаченко, фестиваль стал соединением звезд: он цепляет поразительно добрых, талантливых людей.
-- Фестиваль -- это лаборатория, здесь не боятся показывать незаконченные работы, учебные спектакли, которые только-только рождаются. Фестиваль, с одной стороны, помогает жить людям, которые не собираются связывать свою жизнь с театром, а с другой -- многие люди, которые рвутся в театр и находятся бог знает на каком расстоянии от Москвы, начинают свой путь в профессию отсюда. Ольхон важен как стартовая площадка для таких ребят. И не надо забывать, что это заслуга Александра Кононова: фестиваль не может возникнуть на пустом месте, за ним всегда стоит человек.
Олеся Павлюченко, специально для "Байкальских вестей".
Фото автора