Операция "Лишний вес"

В Бурятии начался эксперимент, результатом которого может стать разорение транспортных фирм

Последний месяц на посту ГИБДД в поселке Сотниково можно было наблюдать интересную картину. Днем по обе стороны от поста скапливается огромное число крупнотоннажных фур. Водители ждут наступления вечера и лишь после этого продолжают движение.

Водительская хитрость

Причина проста: расположенный рядом с постом ГИБДД пункт весового контроля снабдили электронной системой фиксации "перегруза". Но работает она только 12 часов в сутки.

Когда через вмонтированные в проезжую часть весы проезжает фура, имеющая перевес, электроника подает сигнал. Оператор по динамику сообщает о перегрузе сотрудникам ГИБДД. Хочет или нет, но сотрудник ГИБДД должен тормознуть фуру с товаром. Одновременно компьютер автоматически высчитывает размер ущерба, нанесенного трассе, и распечатывает акт о превышении транспортным средством установленных ограничений. Штраф за перегруз может достигать полумиллиона рублей, так что эта система — ощутимый удар по кошелькам водителей.

— До апреля здесь выявляли порядка 150 нарушителей в месяц. А за апрель составили свыше 600 актов о нарушениях. Притом, что видеокамера и сотрудник Ространснадзора работают лишь 12 часов в сутки, — говорит Александр Битуев, начальник ФГУ "Упрдор "Южный Байкал".

Теперь стало сложнее объяснить, почему тот или иной грузовой автомобиль миновал весовой контроль (например, проехав пост по левой полосе вместо положенной крайней правой, где в дорожное полотно вмонтированы весы). Или то, что, несмотря на выявленный перегруз, не был составлен протокол об административном правонарушении.

— Если бы в нынешнем апреле дежурство длилось круглосуточно, то количество пойманных нарушителей легко перевалило бы за тысячу, — отмечает Александр Битуев.

1 июля ожидается столпотворение

— В ночь с 14 на 15 апреля работники Ространснадзора без предупреждения вышли на работу, на пункт весового контроля, — говорит Александр Битуев, — в ГИБДД не знали об этом. И мимо них сразу прошло 17 фур. Я почти на сто процентов уверен, что они шли с перевесом. Не все грузовые машины взвешиваются, поэтому реальное количество нарушителей, разумеется, больше. Мы выявляем пока лишь верхушку айсберга.

То, что большинство водителей грузовиков стараются пересекать Сотниково сразу после ухода сотрудника Ространснадзора, наводит на некоторые подозрения.

— Как водители узнают об уходе сотрудника Ространснадзора, мы не знаем, но фуры начинают массовое движение. Как на восток, так и на запад. Основной поток фур проходит теперь только по ночам, — говорят в Упрдоре "Южный Байкал".

Ходят слухи, что раньше многие водители фур отлично ладили с местными контролерами. "Сарафанное радио" утверждает, что такса за пропуск фуры с перевесом доходила до 20 тысяч рублей. Своими глазами этого, конечно, никто не видел, купюр не щупал и подтвердить не может. Но если слухи верны, то за год у Сотниково водители фур оставляли миллионы долларов. С 1 июля сотрудники Ространснадзора перейдут на 24-часовое дежурство. И тогда, по идее, должна исчезнуть последняя лазейка для обхода весового контроля. То-то будет зрелище.

Миллиарды на штрафах

Проблема с перегрузом на самом деле касается не только водителей и хозяев транспортных фирм. Касается она всех, кто ездит по дорогам Бурятии. Ведь спроектированные в советские времена дороги не рассчитаны на современные грузовые автомобили и хищническое к ним отношение частных владельцев транспортных фирм. Для последних важно загрузить свои машины "под завязку", иначе возить товар станет невыгодно. В итоге современные большегрузы буквально проламывают, продавливают не приспособленный к такому прессингу асфальт. И без того хлипкие дороги Бурятии все быстрее приходят в негодность. Попытка усилить весовой контроль — способ восстановить ущерб, причиняемый дорогам транспортными фирмами.

Упрдор "Южный Байкал" констатирует: в прошлом году вне весового контроля проследовало 208 тысяч грузовых автомобилей (более 80 процентов всего прошедшего грузового транспорта). Подавляющее большинство этих автомобилей шли с перегрузом. Если бы все нарушители были выявлены и наказаны, по расчетам, проведенным специалистами, казна пополнилась бы 2 миллиардами рублей штрафов.

Впрочем, понятно, что если транспортные фирмы начнут действительно платить штрафы в таких объемах, они просто разорятся и перестанут возить товары куда бы то ни было. Скорее всего, транспортные фирмы выберут другой вариант — снизят загрузку своих автомобилей, что в конечном итоге сэкономит государственные траты на ремонт дорог. На те же миллиарды рублей.

Пост в Сотниково могут закрыть

Впрочем, торжеству дорожников над грузовиками, возможно, не суждено длиться долго. Многообещающая работа по сохранению федеральных трасс Бурятии от разрушения перегруженными фурами оказалась под ударом. Удар пришел: из МВД. Обсуждение видеокамеры, ее внедрение странным образом совпало по времени с желанием бурятского МВД исключить сотниковский стационарный пост ДПС на 443 км трассы М-55 "Байкал" из схемы дислокации постов на федеральных трассах России.

В начале года ведомство обратилось с такой просьбой в МВД России. Москва поддержала идею и заверила полковника Зайченко, что соответствующее изменение будет внесено при корректировке схемы.

Ликвидация круглосуточного милицейского поста парализует работу по сохранению "федералок". Работники ФГУ "Упрдор "Южный Байкал" и Ространснадзора не имеют полномочий приказывать фурам с товаром остановиться. Кроме федеральных, ускорится разрушение республиканской и муниципальной сети дорог — фуры постоянно сворачивают на них.

Петр Санжиев, "Номер один".



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ