На "Сапсане" в Забайкальск-сити

Железнодорожники обсудили будущее пассажирских перевозок.

В канун отпускного и дачного сезонов, когда миллионы россиян наводнят поезда и электрички, для железнодорожников нет более серьёзного вопроса, чем обеспечение высокого уровня пассажирских перевозок. Этому, в первую очередь, и был посвящён «Пассажирский форум-2012», прошедший 11 апреля в Москве и собравший более 300 участников.

Бизнес против общества?

Открывавшему форум президенту ОАО "Российские железные дороги" Владимиру Якунину (на фото)предложили высказаться на тему «Рынок пассажирских перевозок: прибыльность или социальная значимость». Однако Владимир Иванович заявил, что он против самой постановки такого вопроса, поскольку возглавляемая им компания ищет компромисс между бизнесом и социальной ответственностью. К примеру, в отличие от других видов транспорта, на железных дорогах 96,6 процентов пассажиров оплачивают свой проезд по тарифам, регулируемым государством, а основным критерием при их определении являются социальные предпосылки. В результате, только в 2011 году убытки Федеральной пассажирской компании составили 27 миллиардов рублей, а пригородных компаний – 8,5 миллиардов рублей.

- Выделяемые в федеральном и большинстве региональных бюджетов средства не обеспечивают устойчивую работу перевозчиков, не говоря уже о полноценном развитии вокзальных комплексов, обновлении подвижного состава, - отметил Владимир Якунин. Это, по мнению главы «РЖД», связано с непониманием того, что ответственность за определение количества поездов, требуемого для перевозки пассажиров, несут не только железные дороги, но и региональные власти, которые регулируют пригород. Кстати, по объёму выделяемых из регионального бюджета средств Забайкальский край занимает «почётное» место – четвёртое… с конца.

Но, несмотря на все трудности и непрекращающиеся конфликты со многими губернаторами, нежелающими финансировать пригородные перевозки, железнодорожники не сокращают размеры движения пассажирских поездов и значительно не повышают тарифы. Недофинансирование пассажирского комплекса отражается и на закупках нового подвижного состава. Так, в 2012 году планируется приобрести 355 пассажирских вагонов для дальнего следования. Цифра, казалось бы не маленькая! Однако в условиях, когда в стране эксплуатируются более 37 тысяч пассажирских вагонов, включая пригородные поезда, этого явно недостаточно для выхода на более высокий уровень обслуживания пассажиров.

Главный железнодорожник страны считает, что для разрешения ситуации, в которой «РЖД» превращается и в «дойную корову», и в «козла отпущения», необходима долгосрочная и гарантированная государственная поддержка пассажирских перевозок. А основой для реализации этого предложения могло бы стать принятие Федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в РФ», который по каким-то причинам уже больше двух лет тонет в «болоте» межведомственных согласований.

На высоких скоростях

Говоря о перспективах развития пассажирских перевозок, Владимир Якунин отметил, что в этом вопросе будущее за развитием высокоскоростного движения. И хотя на слуху остаются лишь проекты «Москва-Петербург», «Москва-Нижний Новгород» и олимпийские проекты Сочи, планы «РЖД» на них не заканчиваются.

- По поручению председателя правительства Владимира Путина мы работаем над развитием скоростных пассажирских перевозок в Сибири и на Дальнем Востоке. К примеру, в разработке находится проект скоростного направления «Хабаровск-Владивосток», - рассказал Владимир Иванович и добавил, что главная проблема, мешающая развитию скоростных маршрутов на востоке страны, заключается в низкой плотности населения.

- Такие проекты носят не столько коммерческий, сколько социально-политический характер, - признался президент ОАО «РЖД», отметив, что и в этом вопросе многое зависит как от государства, так и от самих регионов, главы которых не всегда готовы вкладывать средства в реализацию подобных проектов.

«Российские железные дороги» занимаются и обновлением подвижного состава. Уже в этом году на просторах России появятся вагоны совмещенной компоновки, в которых будут и СВ, и вип-купе.

- Каждый из этих типов вагонов сложно заполнить полностью. А совмещение двух типов перевозки в одном вагоне позволит найти своего пассажира на целый вагон, – считает вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов. Сейчас проходят испытание и двухэтажные пассажирские вагоны. В базовой модели такой вагон рассчитан на 64 пассажира, которые смогут разместиться в 16 купе: по восемь купе на каждом этаже вагона.

Ответил Михаил Акулов и на вопрос о стоимости железнодорожных билетов в 2012 году, объяснив, что в ведении «Пассажирской компании» находится установка цен только на билеты в купе, СВ и вип-купе, стоимость же проезда в плацкартных и общих вагонах определяется государством - Федеральной службой по тарифам.

- Летом 2012 года билеты в купе будут стоить не на много дороже плацкартных, - сообщил Михаил Акулов. – А во втором полугодии будет реализована программа лояльности для пассажиров купейных вагонов, «СВ» и «Люкс», которая позволит тем из них, кто едет на дальнее расстояние, получить скидки при покупке билетов.

«Duty Free» в Забайкальске

Разговор о комфорте пассажиров продолжил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергей Абрамов, объявивший, что только в 2012 году на реконструкцию вокзалов выделено свыше семи миллиардов рублей. Как рассказал журналистам Сергей Борисович, вокзал Забайкальска, как и вокзалы других приграничных поселений, вошёл в железнодорожную программу «Ворота России», которая предусматривает их комплексное развитие.

- Проект реконструкции вокзала посёлка Забайкальск находится в разработке. Хотя не думаю, что даже после преобразования этот вокзал будет на уровне китайских аналогов, - признался Сергей Абрамов, добавив, что, по его мнению, китайцы в своё время уделили больше внимания развитию инфраструктуры.

Развитию, по замечанию Сергея Абрамова, может помочь и решение Владимира Путина об открытии магазинов «Duty Free» на приграничных железнодорожных вокзалах, подписанное премьером 10 апреля.

- Лишь тесное сотрудничество «РЖД», государства и региональных властей способно сделать пассажирские перевозки в России комфортнее, быстрее и безопаснее, - резюмировали участники форума. И напомнили: ответственность за качество услуг несут и железнодорожники, и власть, некоторые представители которой про это, видимо, забывают, предпочитая, должно быть, авиа-перелёты и личный транспорт.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ