Владимир Рыжков: Россия - в глубокой ОБЖ

Министерство образования России во главе с Андреем Фурсенко все больше выходит на первый план в сомнительном соревновании на звание самого демонизированного и ненавидимого народом ведомства России, на место, некогда безоговорочно занимаемое Минсоцздравом Михаила Зурабова лихих времен «монетизации льгот».

Не утихает критика ЕГЭ, введение которого, мотивированное стремлением победить коррупцию в вузах и выровнять условия получения образования для богатых и бедных, для центра и провинции, привела к выходу на первый план в этом соревновании как раз самых коррумпированных и закрытых для контроля регионов, превратив при этом учебный процесс в основном в тупое «натаскивание» старшеклассников к сдаче тестов.

Нарастает критика преобразований в науке.

И вот теперь разразился очередной грандиозный скандал – вокруг новых образовательных стандартов для старших классов российских школ.

По состоянию на 9 февраля под «Открытым письмом» к руководству страны, подготовленным и опубликованным в сети Интернет московским учителем литературы Сергеем Волковым, и содержащим жесткую критику нового образовательного стандарта, уже поставили свои подписи более 22 тысяч человек, включая Наталью Солженицыну, Дмитрия Быкова, Людмилу Улицкую, Бориса Стругацкого и множество других чрезвычайно уважаемых в стране людей.

Трудно вспомнить – когда еще в считанные дни удавалось развернуть столь масштабную общественную кампанию против мер, задуманных правительством. И, действительно, речь в данном случае идет о важнейшем вопросе, затрагивающем всех граждан и само будущее страны.

Знакомство с проектом новых стандартов (уже одобренных Советом по стандартам Минобрнауки, и обсужденных в Думе и Общественной палате) вызывает оторопь.

Начиная с 2012 года, предлагается оставить российским старшеклассникам всего четыре обязательных предмета, при том, что только в отношении двух из них (физкультура и основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)) есть понимание, о чем именно идет речь.

Два других – таинственный «индивидуальный проект» и крайне сомнительный «Россия в мире», описываются разработчиками в стиле «густой туман, переходящий в сплошную облачность». К этим четырем ученику надо будет выбрать еще четыре «профильных» предмета (для углубленного изучения), при том, что ЕГЭ уже сделал фактически обязательными для всех математику и русский язык.

То есть, на практике, придется выбирать всего два профильных предмета, жертвуя – в разных комбинациях – или русской литературой, или историей, или физикой, или химией, или биологией, или географией, и так далее.

Еще три предмета будут изучаться в упрощенном, «облегченном» объеме. В любом случае чем-то придется жертвовать – как замечают авторы «Открытого письма», «выбрать и русский язык, и литературу или и алгебру, и геометрию (не говоря уже об и информатике), или и физику, и химию (и биологию) невозможно».

Тем самым, ради физкультуры и ОБЖ, а также невесть откуда взявшейся «России в мире» до основания разрушается сам фундамент российской школы, в своих основах восходящей еще к знаменитым реформам образования Александра Второго, и ставящей во главу угла комплексность и фундаментальность образования, долго обеспечивавших России лидирующие позиции в мире.

Тысячи граждан, подписавших обращение к руководству страны, настаивают совсем на других приоритетах – по их мнению, государственно- и обществообразующими предметами, обязательными для всех, должны быть русский язык, математика, литература и история.

Именно эти предметы обеспечивают интеграцию многонационального российского народа, дают ему общую историческую и культурную идентичность, а математика является языком, «без которого "не говорит" ни одна другая наука».

Выбор между двумя этими подходами во многом предопределит будущее страны.

Подход Минобразнауки и поклонников нового стандарта из "государственно- патриотического клуба партии "Единая Россия" неизбежно приведет к дальнейшей деградации российского школьного образования, и без того стремительно пикирующего в известном международном рейтинге PISA. Зато новый стандарт превратит российскую школу фактически в курсы допризывной подготовки молодежи, уделяя главное внимание бегу, стрельбе и столь необходимым в 21 веке навыкам пользования противогазом.

"Россия в мире" (по слухам, заказанная лично премьером Путиным), скорее всего, станет курсом геополитического индоктринирования детей в духе Александра Дугина, ориентирующим их на восприятие мира через призму поиска внутренних и внешних врагов, образа "осажденной крепости", возвеличивания "сильного государства", вокруг которого непременно надо сплотиться ради победы над врагами.

Альтернативный подход общественности, напротив, позволит сохранить и развить российское универсальное образование, поможет межнациональному сплочению и интеграции общества, опоре на великое наследие российской культуры, как минимум, сохранению российских естественных наук и инженерной мысли.

После разразившегося громкого скандала министр Фурсенко притормозил утверждение нового стандарта, а премьер Путин даже выступил с критикой разработок министерства, назвав их «эксцессом исполнителей».

Однако реально эта задержка мало что значит – ведь речь идет не технических деталях, а о стратегическом и политическом выборе будущего страны.

Решение, которое будет в итоге принято, многое скажет о том, какой видит высшее руководство будущую Россию – закрытой и милитаризированной, слаборазвитой в экономическом и технологическом отношении авторитарной державой, или же открытым демократическим обществом, ориентированным на инновации и стоящим в одном ряду с передовыми странами мира.

Пока политика Путина и его партии "Единая Россия" сулит нам итоговый выбор первого – "военно-спортивного" варианта развития образования.

Государство активно наращивает расходы на государственное управление, силовые ведомства и оборону, последовательно сокращая расходы на развитие "человеческого капитала" страны - здравоохранение, науку, образование. Только что эксперты Высшей школы экономики обнародовали данные о сокращении в 2010 году зарплат учителей во многих регионах страны (как в реальном, так и в номинальном исчислении).

В целом, рост зарплат в системе образования оказался ниже инфляции.

И это при том, что зарплата учителей в России и так в среднем в 5-10 раз ниже, чем в развитых странах, и даже заметно ниже, чем в Китае. Идет сокращение сети школ в сельской местности и многих городах. Введение нового стандарта может привести к расширению числа платных предметов в школах, еще больше переложив образовательные расходы с плеч государства на плечи населения.

А в бюджетном послании Д. Медведева на 2011-2013 гг. запланировано сокращение доли расходов на образование в федеральном бюджете с 1.1% ВВП в 2009 г. до 0.5% в 2013 г.

Предусмотрено сокращение доли расходов и на другие ключевые направления – культуру, здравоохранение, трансферты регионам (из которых огромная доля идет именно на школьное образование). Оставшихся после сокращения средств как раз должно хватить, чтобы научить нашу молодежь главному: быстро бегать, метко стрелять и надевать/снимать противогаз.



"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ