Ролевики: взгляд изнутри

Они повсюду. На улицах города, в летних кафешках, в школе и на работе... Мы можем даже и не догадываться, что они нас окружают. Их узнаешь лишь по бесшабашно-весёлому нраву, торчащим из-за плеча замотанным гардам мечей и непонятной фразе «а элберет гилтониэль». Ну, и нто же они такие?

Тот, кто судит о ролевиках лишь по публикациям в прессе, может принять их за весьма подозрительных личностей. С кем только их не путают - с последовате­лями Порфирия Иванова, с Greenpeace и даже с сатанистами! Неужели всё действительно так страшно? Я решила пойти дальше в своём стремлении узнать, кто же такие ролевики, - и волею судеб оказалась сначала в Военно-историческом клубе «Торн», а затем и на роле­вой игре. Этому предшествовала серьёзная подготовка: трёхлетняя стрельба из лука в Школе олимпийского ре­зерва и полугодовое обучение фехтованию всё в том же Военно-историческом клубе. И, конечно же, экипировка и костюм, соответствующие средневековому статусу, принятому в данном клубе, - тоже не последнее дело. В джинсах и толстовке на игру не пустят. Итак, воору­жившись до зубов (впрочем, не вполне до зубов: лук со стрелами я брать не стала, решив ограничиться только мечом), я вместе с другими поклонниками ролевых игр отправилась на станцию «Дачную» близ Шелехова. Именно там проходил «Крафт» - игра, собравшая все ролевые клубы Иркутска.

Как это было. На огромной поляне расположились не­сколько лагерей - то заключавших между собой мир­ный договор, то нападавших друг на друга. Если бы в это время на поляну случайно забрел какой-нибудь грибник - он бы точно подумал, что у него «поехала крыша». Кого только я не встретила в лесу в тот день: суровых воинов в доспехах, эльфов и гномов - и даже каких-то странных людей-пауков, пытавшихся пугать народ свои­ми тёмными заклинаниями. Правда, народ почему-то не пугался, а больше посмеивался... Я была в числе хруп­ких девушек-целительниц, призванных собирать соот­ветствующие травы. Целебные, понятно. Важнее всего было найти эльфийский ацелас (вне игры представляв­ший из себя обычный тысячелистник). Такое задание (у ролевиков задание называется «квест») мы получили от Мастера - на случай, если придётся лечить повержен­ных в бою. Мастеров на игре было несколько, именно они ведали всеми её организационными и дисциплинар­ными моментами. И хорошо, что к выполнению своей миссии мы всерьёз подготовились: исцеление действи­тельно потребовалось! К нам почти приполз один «по­верженный» (разумеется, по игре, на самом деле он был совершенно здоров и даже улыбался) - его ногу «пронзила» стрела. Ногу мы для вида обмотали... ту­алетной бумагой (ведь тратить бинт на ненастоящую рану незачем), ну и поколдовали над ней, само собой! Днём происходили локальные сражения с захватом ла­герей противника и пленных. Ночью вылазки стали ко­варнее и изощрённее; в частности нашим доблестным воинам удалось захватить стяг эльфов. Кстати сказать, у всех эльфов, как и положено, уши были заострёнными. Выглядели эти уши, как настоящие (интересно, из чего они их делали?). И луки у эльфов были солидные (впро­чем, пользоваться ночью луками Мастера запретили - из соображений безопасности). В общем, в лагере поч­ти никто не спал - но как же было весело! Всеобщего удовольствия не омрачила даже холодная погода. Де­вушкам всё же пришлось надеть под красивые длинные платья водолазки и джинсы (но так, чтобы было неза­метно!), а у ребят, участвующих в поединках, и так был теплый многослойный доспех. Так что никто не замерз, не заболел и не потерялся. И уже на следующий день в Интернете все участники обменивались восторжен­ными впечатлениями, а те, кто не смог поехать на игру, стискивали зубы от досады на то, что пропустили такое интересное событие.

Теперь давайте попытаемся разобраться, чем роле­вики отличаются от реконструкторов, - потому что обе стороны очень обижаются, когда их путают. Слово «реконструктор» говорит само за себя - ребята рекон­струируют какое-либо историческое событие (очень часто - сражение) или время, притом необязательно из Средневековья. Они хорошо подкованы в истории, даже костюмы у них шьются вручную из аутентичных материалов (чаще всего это лён или шерсть), непре­менно льняными нитками. Оружие - тоже настоящее, хоть и незаточенное; латы порой очень дорогостоящие, а непоражаемые на теле зоны сведены к минимуму. Примером реконструкторских мероприятий может служить фестиваль «Форпост» под Иркутском, во вре­мя которого происходит такое погружение в эпоху, что нельзя даже переодеваться в «цивильную» одежду и принимать современную пищу. Хорошо хоть мыться не запрещено!

Ролевики же - народ особый. Им открыты все игровые и книжные миры фантастики или фэнтези - Семеновой, Сальваторе, Сапковского... Боевым кличем ролевиков является воззвание «А Элберет Гилтониэль!». Для тех, кто не знает: это обращение к эльфийской Владычице Звёзд, почерпнутое из произведений Джона Рональда Руэла Толкиена. Ролевые игры бывают настольные и по­левые. В первом случае игроки сидят за столом, и от них периодически доносятся фразы вроде «На меня летит дракон» или «Я отбиваю твою атаку». Довольно стран­ное зрелище, не правда ли? Размер ущерба в настоль­ных играх определяется количеством выбитых очков. В полевых играх всё более приближено к действитель­ности: костюмы (которые, правда, ограничены только фантазией игрока и правилами игры), текстолитовое оружие (также незаточенное и гуманизированное, с куда большим количеством непоражаемых зон, чем в реконструкции) и самое главное - отыгрыш (импро­визация на выбранные сюжеты). Вот этим-то ролевые игры и отличаются от реконструкции: если в последней все должно быть сугубо по-историчному, то в играх сюжетная линия может уйти совершенно не туда, куда предполагалось. И чем быстрее вертится в гробу автор игрового мира - тем лучше.

Согласитесь, всё выглядит вполне пристойно. Тогда почему родители тревожатся за своих детей, с мая по октябрь периодически уезжающих в лес неведомо куда? Отчего ролевики в народе считаются людьми «с причудами»? Потому что люди боятся и не понимают того, чего не могут объяснить. Обширной темой для об­суждения являются синяки от меча и лука, остающиеся после тренировок. Скажите, а где вы видели абсолютно безопасный спорт? Порвать связки можно и на аэро­бике, если неправильно выполнить упражнение, а уж про профессиональный спорт и вовсе нечего говорить. Общеизвестно, что огромный процент спортсменов от­сеивается из-за травм. Не менее часто ролевиков осуж­дают за употребление алкоголя. Здесь вопрос сложнее, но нужно осознавать, что не всякий ролевик - пьющий, а не всякий пьющий - ролевик. Если у человека твёрдые моральные устои и принципы, то ничего не помешает ему не пить и на игре. Во всяком случае, заставлять ни­кто не будет. Кстати, один мой знакомый ролевик не употребляет алкоголя вообще, и он не единственный в своем роде. Мы, например, на игре пили только чай и квас - и никто над нами не смеялся...

Стоит отметить, что сегодня ролевое движение в Ир­кутске «стареет». В основном, в составе клубов играют студенты и «постстуденты». Всё меньше новичков при­ходят к мэтрам, готовым передать свое умение, хотя город буквально пронизан клубами ролевиков и рекон­структоров на любой вкус. И это не есть хорошо. Ведь ролевые игры - один из самых интересных способов проведения досуга молодежи, расширяющий их кру­гозор и помогающий найти себя. А ещё мне, как пред­ставительнице прекрасного пола, очень импонирует то рыцарское отношение к женщине, которое культивиру­ется в подобных сообществах и которого столь не хва­тает в современной жизни. И вообще игры - это прежде всего сплочённый дух команды, посиделки у костра с песнями под гитару, вечернее форсирование реки, оты­грыш любимой книги... А вероломное похищение ко­мандного флага и ночная попытка его отбить - как это захватывающе! Моя мама (толкиенистка ещё советско­го поколения) после того как выслушала мой востор­женный рассказ, сказала, что «Крафт» во многом похож на пионерскую «Зарницу». Только эта «Зарница» - для взрослых. Что ж, вполне возможно. У каждого времени и поколения - свои игры. И если вашей душе хочется ро­мантики, вы зачитываетесь книгами-фэнтези и не прочь бы погрузиться в далекие эпохи и придуманный писате­лями мир - милости просим в ролевое движение!

А что привлекает в ролевое движение самих участников?

Дмитрий Семёнов (среди ролевиков известен как Чех), студент ИрГТУ и капитан ВИН «Торн»:

«В ролевом движении я уже семь лет. Поначалу нравилось заниматься в том клубе, куда я пришел, потом появилась мечта о создании собственной ко­манды. Хотелось организовать дело так, чтобы тре­нировкам и играм не мешали внутрикомандные ра­спри. Когда тренировки в старой команде закончились и народ разошёлся на каникулы, это дало время все об­думать и окончательно сделать свой выбор. И вот на открытие сезона я пришёл и сказал капитанам, что ухожу из их команды для создания своей. Уже через две недели состоялась первая тренировка нашей команды. «Торн» существует и поныне - и надеюсь, мы будем вместе ещё долго».

Роман Ярошееич, выпускник ИГЛУ (ВИН«Торн»):

«Я занимаюсь ролевыми играми уже около четырёх лет. С детства интересовался рыцарской темати­кой, потом ещё фэнтези подключилось... Мне инте­ресно примерять на себя роли разных персонажей в разных мирах и эпохах. Причём роли, не ограниченные чёткими рамками, как в театре, а динамичные, раз­вивающиеся, где я сам могу решить, как поступать. А уж если в этой роли удаётся по-настоящему по­жить — так это вообще замечательно!».

Леонид Зеленин, студент ИрГУПС (ВИН «Дортмунд»):

«Все началось ещё в Иижнеудинске. По школам про­шел некто Александр Скажутин и в красках рассказал нам всё про ролевиков. Тогда мне было примерно лет 15. Потом, я учился уже в Иркутске, друзья увидели объявление о наборе в «Торн» и сказали мне. Как же всё закрутилось, когда я пришел! Вскоре я понял, что для меня игра - не главное, а главное - бой! Когда не надо считать свои очки, когда рассчитываешь только на свою силу, щит и меч, когда слышишь слово «&ОЙ!» и опускаешь забрало, а по бокам прикрывают твои то­варищи... Поверьте, это непередаваемое ощущение!»

Источник: Журнал "The ONE", декабрь, 2012 -январь, 2013.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ