История автообмана, или Как барыги «надувают» забайкальцев на авторынке

В последнее время в Забайкальском крае автомобиль вновь переходит из разряда средства передвижения в категорию роскоши. Машины дорожают с каждым днем, при этом зачастую автолюбителям «впаривают» за немалые деньги иномарку, которая, на самом деле, стоит в разы дешевле.

Откуда цены?

Ни для кого не секрет, что резкий скачок цен на иномарки японского производства, пользующихся у забайкальцев большим спросом, произошел еще в начале 2009 года, после того как вступило в силу постановление Правительства РФ о повышении таможенных пошлин на ввоз иномарок.

Согласно документу ввозить из Японии в Россию автомобиль старше пяти лет под полную пошлину стало просто невыгодно. Первые месяцы 2009 года авторынки Забайкалья и Дальнего Востока распродавали автомобили так называемого «старого» завоза. А когда запасы иссякли, на рынок хлынули более новые иномарки и «распилы» (о них поговорим ниже). При этом наряду с беспробежными (имеется в виду по России) машинами проходного года в цене стали расти и пробежные иномарки. Однако, как бы это парадоксально не звучало, ценовой бум был заморожен пресловутым мировым финансовым кризисом, достигшим Забайкалья во второй половине 2009 года. Из-за того, что банки резко сократили количество выдаваемых кредитов, а работодатели стали урезать зарплату, покупательская способность забайкальцев резко снизилась. Поэтому продавцам автомобилей пришлось умерить свои аппетиты.

Однако примерно с середины 2010 года, с уходом кризиса, цены на балке вновь стали подниматься, и рост продолжается до сих пор.

Вот вам простой пример. В августе 2010 года мной был продан автомобиль «Хонда-Цивик» 2000 года выпуска с рабочим объем 1,5 литра и коробкой автомат, в хорошем техническом состоянии, за 215 тысяч рублей. Сейчас средняя цена такого автомобиля не менее 240 тысяч рублей. По модельному ряду популярной «Тойоты» рост еще более ощутимый.

Говоря о подорожании автомобилей, нельзя не сказать о том, что кроме закономерных экономических факторов, влияющих на образование цен, существуют факторы искусственные - организованные так называемыми «перекупщиками-барыгами».

На авторынке этих самых барыг видно за версту. На балку они ходят, как на работу, и по договоренности между собой устанавливают цены и крайне неохотно торгуются. Кроме этого, барыги, увидев на рынке или в объявлениях о продаже автомобиля по приемлемой цене, стараются его быстро купить и уже на следующий день выставить с наценкой.

- В начале 2010 года я потерял работу, и пока трудоустраивался, решил заняться продажей машины. Были кое-какие сбережения. Я поехал на восток и пригнал на продажу «Тойоту Пробокс» 2006 года выпуска, - рассказывает Игорь Доронин (имя и фамилии изменены по просьбе собеседника). – Стараться сделать большой навар я не стал и выставил свой автомобиль за 335 тысяч рублей. Однако в первый же день на балке ко мне подошли двое матерых перекупщиков, узнав, что я продаю машину с целью наживы, они мне настоятельно порекомендовали повысить своей ценник на 20 тысяч рублей. Мол, у нас такие же автомобили стоят по 350-370 тысяч рублей, и не стоит ломать установленную единую тарифную сетку. При этом меня предупредили, что, в случае отказа, на моем «Пробоксе» случайно может появиться царапина от гвоздя или разбиться стекло. В итоге авто я продал за 350 и после этого решил больше не заниматься перекупом, - вспоминает Игорь Доронин.

Перекуп для тех, кто не скуп

Среди барыг, спекулирующих ценой, есть отдельная категория, которая специализируется на продаже «ушатанных» или битых автомобилей, которые иначе как «дровами» и назвать нельзя. Буквально на днях я столкнулся с такими дельцами лично.

Мне предложили купить автомобиль «Хонда-ЦРВ» 1996 года, цвет бардо, за 250 тысяч рублей. Предложил не перекупщик, а обычный читинец, поэтому его цена оказалась самой низкой на рынке для такого автомобиля. Надо сказать, что столь низкая цена была оправдана, поскольку техническое и косметическое состояние «Хонды» оставляло желать лучшего.

И вот, пока я думал, «ЦРВ» оказалась проданной, очевидно, за те же 250 тысяч рублей, а может и меньше. И все бы ничего. Да только буквально на прошедших выходных та же самая «Хонда-ЦРВ» цвета бардо появилась на читинском авторынке по цене 290 тысяч рублей. Ее техническое и косметическое состояние осталось все столь же плачевным. При разговоре со мной новый продавец «ЦРВ» уверял, что состояние его машины хорошее. Когда же я сообщил ему о том, что уже был знаком с данным авто ранее, перекупщик резко сменил тон беседы. Видно было, что барыга не рад покупателю, которого не обманешь, не продашь ему «дрова» втридорога.

Самое интересное в этой истории то, что эта убогая «ЦРВ» все-таки найдет своего хозяина, который будет готов выложить за нее 270, а то и 290 тысяч рублей. Во-первых, неопытный потенциальный покупатель не будет знать прошлого машины, а во-вторых, на рынке он не найдет аналогичного авто дешевле, поскольку есть та самая единая тарифная сетка.

Распилим, соберем, продадим

Как уже говорилось, в основном, автобарыги наживаются на начинающих автолюбителях, которых обмануть проще всего. Им, как правило, продают не только «дрова», но и «распилыши».

Когда легальный ввоз автомобилей старше пяти лет стал невыгодным, автоперекупщики быстро нашли альтернативу – «распил». Здесь все довольно просто. В Японии дельцы распиливают автомобиль на части по заводским швам. В итоге получаются половинки, которые по закону считаются запчастями, и их провоз через границу обходится гораздо дешевле.

Уже в России машину сваривают, шпаклюют, красят, так, чтобы неопытный покупатель ничего не обнаружил. Понятно, что считать автомобиль безопасным после такой процедуры нельзя. Где гарантия, что на ходу кузов «распилыша» не разойдется по швам? Ведь жесткость и прочность кузова, заложенная заводом-производителем, уже нарушена.

Кроме технического аспекта есть еще недостаток - «распилыш» невозможно зарегистрировать в ГИБДД законным способом. При сборке «распилыша» умельцы перебивают номера кузова и двигателя под имеющийся ПТС от другого аналогичного автомобиля. Кстати, легализация «распилыша» обходится вовсе не дешево. Так, оформление «распилыша» под ПТС клиента стоит от 50 тысяч рублей. Полное оформление под ПТС продавца - свыше 100 тысяч рублей. Таким образом, та же распиленная «Хонда ЦРВ» 2000 года, уже в собранном виде и готовой ПТС, обойдется вам примерно в 260 тысяч рублей (160 стоимость самого авто + 100 тысяч полное оформление). Такой же целый автомобиль стоит на порядок выше - не менее 400-420 тысяч рублей. Возможно, и стоит отдать такую сумму, потому что если сотрудник ДПС или в МРЭО захотят сделать экспертизу номеров двигателя, рамы или кузова вашего «распилыша», то в отношении вас могут запросто возбудить уголовное дело за подделку документов или уничтожение идентификационного номера транспортного средства.

Зри в ПТС

Для того чтобы не попасться на удочку барыги и не приобрести за свои кровные (как правило, взятые в кредит или занятые у друзей или знакомых) «дрова» или «распилыш», стоит соблюдать несколько несложных правил.

При покупке пригласите с собой специалиста, который легко может разглядеть «биток» или «распил». Если такого специалиста нет, осмотрите внимательно автомобиль снаружи и снизу. «Распилыш» выдадут «свежая», как с конвейера, покраска, швы сварки хорошо заметны снизу и часто заварены железной пластиной или замазаны специальным герметиком. Чтобы распознать «распилыш», еще можно снять салонные пластиковые пороги и посмотреть торцы металла, затем снять обшивку со стоек, крыши и тоже посмотреть на предмет швов, кроме этого, можно увидеть признак вмешательства под уплотнительными резинками.

Однако мало кто из продавцов разрешит разбирать машину, поэтому, прежде всего, обратите внимание на документы автомобиля. В ПТС «распилыша» много различных печатей, либо там стоит штамп (дубликат). Помните, что на вновь ввезенные целые машины в ПТС ставят только одного импортера «физическое лицо» и три печати - одна печать таможни, еще одна - транзитные номера и печать МРЭО. Если печатей больше, то, вероятнее всего, перед вами "распилыш". Также, как правило, ПТС на "распилыш" выдано не в 2009 году и не в 2008 году, а раньше.

Что касается «битка», то его легко можно отличить по разным оттенкам лакокрасочного покрытия, крупным, мелкими трещинами и буграм на нем. Разные зазоры между кузовными деталями, в которых иногда даже застревают куски шпаклевки, засохшей краски. Неровные сварочные швы также говорят о том, что автомобиль участвовал в ДТП.

Андрей Коптеев





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ