Федеральный эксперт о сфере ЖКХ: Попытки решить локальные проблемы без смены общего курса – просто отсрочка кризиса

Исполнительный директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет» Марк Геллер в интервью «Интерфаксу» дал прогноз о будущем сферы ЖКХ в России. По его мнению, система аварийная, а стратегии по ее спасению нет. Эксперт считает, что отсутствие действий ответственных чиновников усугубляет эту проблему с каждым днем, а вопросы безопасности граждан игнорируются. Приводим его интервью Интерфаксу с сокращениями.

- Марк Витальевич, сфера ЖКХ традиционно считается одной из самых сложных и проблемных в России. Как отрасль себя чувствует сегодня?

- ЖКХ — это не просто отрасль. Это воздух в квартире, вода в кране, свет в подъезде, тепло в батарее. Это ежедневная реальность каждого гражданина, а не просто абстрактная "инфраструктура". И именно поэтому любые проблемы здесь не только технические, но и социально-политические. И это, конечно, делает отрасль ЖКХ уникальной, крайне чувствительной к переменам, поэтому и проблем в этой сфере накопилось много.

- Какие наиболее важные и чувствительные "болевые точки" вы бы обозначили?

- Одной из наиболее очевидных проблем можно назвать изношенность инфраструктуры. В ряде регионов степень износа сетей может достигать 60-80%, что приводит к частым авариям, потерям тепла и воды, а также снижению качества услуг. Это уже не статистика, а бомба замедленного действия. Тепловые сети, водопроводы, лифты – всё это наследие 70–80-х годов. По предварительным оценкам, на обновление этой инфраструктуры нужно как минимум 4,5 трлн рублей, а реально даже гораздо больше.

Другая проблема – существующая система тарифов. Сегодня потребитель не понимает, за что платит, а исполнитель услуги не может понять, почему тариф ниже себестоимости. Все это порождает недоверие, конфликты и коррупционные риски. С этим напрямую связана и недоразвитость системы учета. Пока вы не видите, сколько именно кубометров воды или киловатт уходит, вы не сможете экономить. А если платишь не за реальное потребление — зачем экономить ресурсы?

Есть и другие болевые точки: кадровый "голод", отсутствие единого центра управления отраслью, налоговые перегибы в отношении управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, катастрофические долги за услуги ЖКХ.

Отдельно хотел бы отметить неразвитость института зрелого собственника. Менталитет "квартира моя, подъезд не мой" — это наследие советского прошлого и бесплатной приватизации. Людям раздали собственность, но не научили брать на себя ответственность.

- Поэтому в последнее время разговоры о полномасштабной реформе всей системы ЖКХ стали громче?

- За последние два года глубокому анализу подверглись все сферы ЖКХ. Я прихожу к выводу, что отрасль сегодня все больше напоминает известную настольную игру "дженга": мы перемещаем имеющиеся ресурсы государства и бизнеса с одного места на другое, рискуя при этом, что вся "башня" в какой-то момент может не устоять. Любые дальнейшие попытки решить локальные "горящие" проблемы без изменения самой модели — это просто отсрочка назревшего кризиса. Мы уже не можем себе этого позволить, поэтому и приступили к проработке параметров полноценной реформы, касающейся всех сторон сферы коммунальных услуг.

- Давайте поговорим про наиболее чувствительную часть сферы – тарифы за коммунальные услуги.

- Будем честны друг перед другом: сегодня мало кого интересует реальная экономика отрасли. Все хотят, чтобы не превышался индекс роста стоимости платы за жилье. Поэтому у нас с 2015 года имеет место, по сути, заморозка тарифов. По факту люди платят за коммуналку в среднем лишь 30–50% от реальной стоимости услуг. Ни о какой рыночности нет и речи.

- Значит, нужны рыночные тарифы?

- Да, но это не значит, что надо просто повысить их в два раза. Это должен быть комплекс мер: прозрачные тарифы, плюс точный учёт потребляемых ресурсов, плюс адресная поддержка действительно нуждающимся, а не всех подряд и плюс ещё культура ответственного потребления. Без всего этого любые изменения могут вызвать социальный взрыв. Но и дальше жить в иллюзии, что все само как-нибудь "образуется", невозможно: система в режиме реального времени деградирует, долги растут, а изношенные сети вот-вот начнут рушиться массово.

- Вы упоминали про долги…

- Действительно, на сегодня долговая нагрузка по отрасли превышает 1,5 трлн рублей, и это, скорее всего, заниженные сведения. Это колоссальные средства, а с учетом всё еще высокой ключевой ставки это огромные потери для отрасли, а для добросовестных плательщиков – тяжелейшая нагрузка. При этом заметьте, значительная часть должников — это вполне платежеспособные граждане. Поэтому нужно сделать так, чтобы не платить стало невыгодно и неудобно.

Считаю, к вопросу взыскания долгов нужно подходить системно. Сейчас, например, это судебные приказы, которыми перегружены суды и эффект от этого, прямо скажем, невелик. Мы работаем над альтернативой и предлагаем внедрить механизм исполнительной надписи нотариусов или автоматического списания платы через банки, как это делается во многих иных странах, в том числе на постсоветском пространстве.

- Особый блок вопросов – управление жилыми домами. Расскажите подробнее о планируемых изменениях.

- Не хочу драматизировать, но сегодня управляющую компанию можно создать буквально "на коленке", без квалификации, без стандартов и без ответственности. Для создания прозрачного и эффективного рынка в этой сфере нужно повышать её инвестиционную привлекательность, а это означает совершенствование механизмов допуска на рынок, создание системы контроля и надзора такой предпринимательской деятельности, а также проработку правил государственного учета технического состояния многоквартирных домов. 

Кроме того, нужно ввести независимую серьезную оценку квалификации кадров, чтобы руководитель Управляющей компании не просто прошёл тест, а реально знал, как управлять домом. Не менее важно также стандартизировать качество оказываемых услуг, то есть, сформировать обязательный перечень работ.

Хочу подчеркнуть, что концепция законодательных изменений уже проработана Минстроем России и Фондом развития территорий совместно с Экспертным советом по ЖКХ при профильном комитете Госдумы. Регулятор уже разрабатывает соответствующие проекты законодательных актов, и их публичное обсуждение ожидаем до конца этого года.




Сувениры
Книгамарт
РСХБ
ТГ
нацпроекты