На этой неделе в Иркутске в рамках VII Байкальского международного экономического форума прошло расширенное заседание рабочей группы Совета по развитию лесного комплекса при правительстве РФ. Рабочая группа – площадка, где федеральные власти могут обсудить с бизнесом наиболее актуальные проблемы отрасли. Эти обсуждения должны стать основой для совершенствования лесного законодательства. И если планы по разработке программы развития отраслевой инфраструктуры были приняты позитивно, то такие вопросы, как повышение лесных платежей и создание биржи, вызвали споры.
Программа для дорог
Совещание в Иркутске стало первым выездным заседанием рабочей группы, и, как пояснил ее председатель, руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Виктор Масляков, выбор площадки не стал случайным. Иркутская область является лидером по объемам заготовки среди российских регионов, поэтому тема развития лесной отрасли для области наиболее актуальна.
– После принятия Лесного кодекса прошло более четырех лет, и правоприменительная практика показала, что требуется корректировка, – отметил в своем выступлении Виктор Масляков. – Большой пласт вопросов нормативного правового регулирования, инфраструктуры, инвестиций, оборота древесины требует выработки решений в интересах всех участников лесных отношений.
Многие проблемы в отрасли обозначил введенный правительством механизм поддержки инвестиционных проектов. В перечень приоритетных включено 97 инвестпроектов с общим объемом инвестиций 410 млрд рублей и объемом потребляемой древесины почти 72 млн кубометров. Как сообщил на совещании заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Валерий Прилипов, с момента запуска механизма в реализацию проектов инвестировано 131,6 млрд рублей. В эксплуатацию уже введено 17 предприятий, в этом году планируется запустить еще восемь-двенадцать. Многие проекты, отметил Валерий Прилипов, реализуются с отставанием. Причиной стали как экономические трудности, так и состояние инфраструктуры в отрасли, в частности, дефицит качественных лесных дорог. И очевидно, что законодательство в нынешнем виде решить эту проблему не способно.
– Механизм и условия создания лесных дорог в Лесном кодексе и в подзаконных актах к нему не прописаны, – отметил Валерий Прилипов. – Как известно, лесные участки являются госсобственностью. Если арендатор лесного участка построил лесную дорогу на собственные средства, то после окончания срока аренды не ясно, кому будет принадлежать дорога, и кто компенсирует затраты на ее создание.
Для решения проблемы департамент предлагает разработать федеральную целевую программу развития лесных дорог до 2020 года. Лесопромышленники эту идею поддержали: обещанный документ определит, кто и в каких объемах должен финансировать строительство дорог, какие преференции полагаются инвесторам, и как будет определяться собственник объектов.
Биржей по черным лесорубам
Особое внимание, как подчеркнул Виктор Масляков, нужно уделять вопросам подтверждения законности происхождения и оборота лесоматериалов. При этом для России, которая с начала этого года уже экспортировала лесопромышленной продукции более чем на 5 млрд долларов, важны ориентиры на международные нормы. А законодательство других стран становится все более жестким по отношению к нелегальным рубкам. Так, в США в прошлом году вступили в силу поправки, которые вводят административную и уголовную ответственность за ввоз продукции растительного происхождения, полученной нелегальным путем. Законодательство Евросоюза также придерживается принципов обязательной добросовестности для всех импортеров лесоматериалов.
Как сообщил Виктор Масляков, и в наших федеральных ведомствах уже идет разработка соответствующих нормативных актов в этой сфере, в частности, подготовлен проект концепции системы контроля законности происхождения и реализации кругляка. Документ учитывает положения и терминологию европейских норм.
Также в качестве механизма наведения порядка в обороте леса власти рассматривают возможность развития в стране биржевой торговли лесом. Превращение леса в биржевой товар позволит предпринимателям торговать только сертифицированной, а значит, законно заготовленной древесиной. По инициативе иркутских властей создание секции «Лес и лесоматериалы» сейчас реализует ЗАО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа». Как рассказал вице-президент «СпбМТСБ» Роман Львов, развитие биржевой торговли лесом, благодаря внедрению системы контроля происхождения товара, уменьшит объемы незаконной заготовки и повысит налоговые поступления. Продавцам товара биржа поможет быстрее искать контрагентов и увеличит гарантии исполнения сделок.
Однако лесопромышленники и лесозаготовители видят в новых идеях не только радужные перспективы. Как уверен председатель совета директоров ЗАО «Торговый Дом «ИЛИМ-РОСКО», депутат Законодательного Собрания Иркутской области Олег Каньков, слишком разные требования к продукции у разных покупателей не позволят сделать лес биржевым товаром, поэтому кроме круглого леса ничем на бирже торговать не получится.
Иностранные инвесторы также отнеслись к проекту с недоверием. Борьба с незаконной заготовкой созданием биржи – решение проблемы путем бюрократизации, заявил на совещании генеральный директор шведской группы компаний «RusForest AB» Мартин Херманссон. Лес – это не нефть и не газ, единой цены, к примеру, на пиломатериалы установить невозможно, здесь должны работать договорные отношения, отметил руководитель холдинга. В той же Швеции, по его словам, попытки биржевой торговли пиломатериалами не увенчались успехом. Решать проблему нелегального оборота, уверен Мартин Херманссон, нужно в местах заготовки и отгрузки леса, созданием эффективной системы учета.
Вагонов снова не хватает
В свою очередь, лесопромышленники также обозначили на совещании свои трудности. Одной из самых актуальных на сегодня, по словам президента Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области Юрия Логачева, является проблема нехватки вагонов. После реформирования в структуре РЖД и передачи подвижного состава созданным грузовым компаниям для лесозаготовителей вдруг стало не хватать вагонов.
– Лесопромышленники выстраивают свои программы в зависимости от перевозчиков, – отметил Юрий Логачев. – Вагонов нет, значит, наш лес остается на складах, и мы вынуждены корректировать планы по заготовке и продаже. Кроме того, грузовые компании, в отличие от РЖД, свободны в формировании тарифов, и новые цены в два-три раза превышают прежний прейскурант.
Руководитель отраслевого союза обратился к руководству Рослесхоза с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию на ближайшем заседании совета.
Еще одна проблема, о которой говорили лесопромышленники, касается необходимости повышения интенсивности лесопользования. Как заметил заместитель генерального директора ОАО «Группа «Илим» Владимир Славуцкий, с нынешними нормами вырубки лесопромышленники не имеют возможности нарастить объемы заготовки без аренды дополнительных участков. Тогда как при интенсивном лесопользовании предприятия будут более заинтересованы в проведении эффективного лесовосстановления и внедрении современных технологий. Особенно актуальным этот вопрос стал теперь, когда власти объявили о планах в два раза повысить арендные ставки, что лесопромышленники также восприняли как ухудшение инвестиционных условий.
Правительство, конечно, слышит жалобы бизнесменов, но, как отметил Виктор Масляков, принимать решение о введении интенсивной рубки леса возможно только после тщательной оценки экономической эффективности таких перемен. Интенсивное лесопользование в России уже было, напомнил глава Рослесхоза, и это привело к тому, что в некоторых территориях теперь нет леса.
Как пообещал Виктор Масляков, все предложения, высказанные на рабочей группе, будут обработаны и направлены в Совет по развитию лесного комплекса при правительстве РФ, очередное заседание которого пройдет в ближайшее время.
Автор: Анастасия Дерягина.
"Байкал24"
опубликовано в