Первый уголь с Кузбасса для Индии прошел через иранский порт Бендер-Аббас

Первый уголь с Кузбасса прошел по восточному, железнодорожному направлению в иранский порт Бендер-Аббас и был отгружен морем в Индию, в Мумбаи.

Два угольных эшелона вышли из Кемеровской области, потом проследовали Казахстан, Узбекистан и Туркменистан до ирано-туркменского пограничного пункта Серахс.

Этот пограничный пункт занимается не только пропуском и таможенным оформлением, но и перегрузкой, поскольку колея в Туркменистане советская — 1520 мм, а в Иране европейская — 1435 мм.

На этом переходе уголь перегрузили из одних вагонов в другие. Получилось два эшелона по 59 вагонов иранской колеи. Технически в Серахсе делается перестановка колесных пар, но тут решено было уголь перегрузить, что, видимо, было более быстрым и дешевым вариантом.

Российские и иранские полувагоны несколько отличаются вместимостью. Российские полувагоны — 72 тонны, иранские — 60 тонн. Так что 59 вагонов — это 3450 тонн угля. Два эшелона — это 6900 тонн или около того. В принципе, ничто не мешало указать вес партии угля, но у нас очень любят всякую секретность.

Это партия угля для небольшого морского балкера или для одного или двух трюмов балкера большой вместимости. Но, вероятно, уголь был особый, марочный. Скорее всего, коксующийся. Для металлургического завода средней руки, скажем с тремя 1000-кубовыми домнами, этого хватит примерно на четыре-пять дней работы. Это, в общем, не так, чтобы много.

Но событие состоит не в этом, а в том, что практически доказано, что уголь из Кузбасса может идти в иранский Бендер-Аббас, где его можно продать куда угодно, хоть в Индию, хоть в Африку.
Была создана схема, которая позволяет перевозить весьма крупный объем угля. По нашей колее прошли две «вертушки» и по иранской колее прошли две «вертушки». 

«Вертушка» в терминологии военного железнодорожного дела — это эшелон, идущий по кольцевому маршруту из одного пункта в другой, и выделенный для регулярных перевозок какого-либо груза. Состав не расформировывается, а берет груз в пункте отправления, везет в пункт назначения, обратно идет порожним, и так много раз. Пункт назначения для «вертушки» может быть конечным пунктом или же перевалочным пунктом, из которого груз заберет другая «вертушка». Так делали во время Великой Отечественной войны для снабжения Красной армии, воевавшей в Европе. 

Этот прием часто используется и теперь, например в виде контейнерных поездов, тех же самых «вертушек», только специализированных на контейнерах.

Уголь по этому маршруту доставляется до Индии всего за 30 дней. Для сравнения, теперь только по железной дороге уголь идет из Кузбасса в Приморье 20 дней, потом он должен дождаться очереди в погрузке на судно, а потом еще и судно должно дойти до Индии. Такие же проблемы и в экспорте через порты Черного моря. Так что этот вариант оказывается самым быстрым и, соответственно, самым дешевым. Далее иранском порту можно оборудовать большой угольный склад, с которого продавать уголь FOB Бендер-Аббас, то есть наиболее выгодным для покупателя образом. Преимущество иранского порта в том, что он не замерзает и уголь можно отгружать круглогодично, тогда как в дальневосточных портах есть ограничения по навигации.




РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ