Степан Жиряков: «Мы часть России, а не колония»

То, что Забайкалье, мягко говоря, небогатый регион, общеизвестно. Низкие темпы экономического развития приграничного края - основная причина высокого уровня миграции и невысокого качество жизни населения. Несколько лет назад в конце этого туннеля забрезжил свет – началась реализация инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области». На тот момент этот проект был крупнейшим по объёму средств, предоставляемых из Инвестиционного фонда Российской Федерации, и должен был обеспечить краю стабильное развитие. Однако на сегодняшний день о судьбе юго-востока ходят самые разные толки. Что на самом деле происходит с проектом и способен ли он по прежнему быть главным вектором развития Забайкалья, рассказывает спикер Законодательного Собрания края Степан Жиряков.

- В сознании граждан тема юго-востока Забайкалья прочно связана с референдумом, предвыборными обещаниями – словом, предполагается, что это красивая сказка, которая никогда не сбудется. Насколько это оправданно?

- Скажи я сейчас, что абсолютно неоправданно (а так оно и есть), это тоже могут назвать предвыборной агитацией. Вообще люди, которые так думают, может быть в чём то и правы, потому что реальной информации о том, как сейчас обстоят дела с этим проектом, в печати, в СМИ крайне мало, а та, что есть, носит в основном негативный характер. На сайтах в Интернете в комментариях юго-восток Забайкалья – это сейчас не красивая, а скорее страшная сказка. Легенда такая, которую каждый пересказывает как хочет, с какими угодно странными поэтическими подробностями. Но любая легенда – это же на самом деле ведь видоизмененная, а в нашем случае даже изуродованная, истина.

-И как она выглядит, если без грима?

- Прежде всего, печальные истории о гибели проекта… даже не знаю, то ли преждевременны, то ли сильно запоздали. Потому что риск такой действительно был. В июне 2007 года Федеральное агентство железнодорожного транспорта Российской Федерации и ОАО «ГМК «Норильский никель» заключили вполне реальное инвестиционное соглашение об осуществлении на основании государственно-частного партнёрства инвестиционного проекта «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области». В рамках соглашения предполагалось создание железнодорожной ветки Нарын-Лугокан и освоение пяти месторождений полезных ископаемых. Все шло хорошо до того момента, когда совпали сразу несколько событий: экономический кризис и внутренние проблемы в самом «Норникеле». Компания провела геологоразведочные работы на месторождениях, сделала новое ТЭО – и появилось сообщение о том, что экономическая конъюнктура ухудшается, и освоение трех из пяти месторождений будет нерентабельно. Если говорить честно, то «Норникель», который как раз допустил все эти просчеты на стадии создания проекта, собирался от него отказаться из - за этого вообще, а при этих условиях и государству не имело смысла вкладываться в освоение месторождений. И фактически все повисло, как говориться, на одном гвозде.

- Как удалось убедить инвестора не сворачивать проект?

- Это была очень трудная задача. Уговаривать надо было даже не «Норникель». Нужно было объяснить федеральному правительству, что освоение юго-востока Забайкалья имеет огромное значение не только для края, но и для Сибирского Федерального округа, для России в целом, что сворачивать проект никак нельзя, и хотя мнение инвестора, безусловно, важно – но интересы государства в этом случае гораздо серьезнее, и разработка даже двух месторождений будет для приграничного дотационного региона серьезным шагом вперед. Мы с правительством края, с Губернатором Равилем Фаритовичем Гениатулиным, подготовили и направили массу обращений, провели огромную работу. Переломным моментом в этом процессе стала межрегиональная конференция в Новосибирске партии «Единая Россия», на которой мне и Равилю Фаритовичу удалось побеседовать с премьер-министром Путиным. Доклад на конференции по этому проекту делал Олег Анатольевич Поляков, министр промышленности края. Владимир Владимирович очень внимательно его выслушал, задал ряд вопросов, причём не только ему, но и президенту РЖД Якунину и министру транспорта России Левитину, принял во внимание все доводы и пообещал, что вопрос будет решен. И действительно – в октябре прошлого года проект был серьезно скорректирован, и регион получил соответствующие гарантии.

Я, кстати, считаю, что это было не только правильное, но и справедливое решение. Потому что на протяжении трёхсот лет Россия эксплуатировала природные богатства Забайкалья таким образом, что доходы от этого направлялись на решение общенациональных задач в ущерб развитию края. Три века мы давали стране сотни, тысячи тонн драгоценных и цветных металлов, других богатств, оставаясь при этом слаборазвитой и малонаселённой окраиной. Многие наши земляки при этом никогда даже не видели Москвы, Ленинграда, других городов Центральной России – по причине нашей общеизвестной бедности. Если мы часть федеративного государства, а не колония – разве это честно? Ведь все до единого забайкальцы ни когда не мыслили себя вне России, а сколько забайкальцев отдали свои жизни за её свободу и независимость!

- Насколько серьезной оказалась корректировка?

- На 1 год увеличен срок реализации. Теперь это 2007 – 2016 годы. На 38 %, или 64,5 миллиарда рублей, уменьшилась сметная стоимость проекта, которая составила теперь около 105 миллиардов рублей. Протяжённость железнодорожной линии составила только 223 км, а не планируемые 375 км. Фактически речь идёт не о строительстве новой железной дороги Нарын – Лугокан, а только её участка: станция Нарын 1 – Александровский завод – Бугдаин –Газимурский завод. Отдельно хочу заметить, что доли инвесторов в реализацию проекта серьезно изменились. Если первоначально предполагалось, что за счёт средств Инвестиционного фонда будет профинансировано 68 % стоимости строительства железнодорожной линии, то теперь это уже 75%. То есть фактически большую часть обязательств приняло на себя государство, и это я тоже считаю очень важным результатом нашей работы и вмешательства лидера партии «Единая Россия».

Причём, до конца 2011 года перед корпорацией «Инжтрансстрой» и субподрядчиками стоит сложная задача - открыть рабочее движение до Газимурского Завода. При этом необходимо освоить 14 миллиардов 800 миллионов рублей. Для решения этой задачи на строительстве сегодня работают более 1 500 человек, из них более 800 это жители близлежащих районов, в основном рабочие. Строительство на всех участках ведётся круглосуточно вахтовым методом. Здесь работают специалисты из Москвы, Улан-Удэ, Пензы, Иркутска, Братска, Канска, Саратова и Тынды. Для организации строительства в Забайкалье было передислоцировано 18 подрядных и субподрядных организаций, построено и обустроено для комфортного временного проживания и работы 20 вахтовых посёлков и 18 производственных баз.

- А что же с месторождениями?

- Окончательная поставка оборудования, завершение строительно-монтажных работ на объектах горно-обогатительных комбинатов, а также их ввод в эксплуатацию на Бугдаинском и Быстринском месторождениях запланирован на 2016 год с существенным отклонениями к первоначально-утверждённому плану – на 4 года и на 2 года соответственно. Конечно, это не очень хорошо для нашего бюджета, потому что из-за его корректировки именно по этим ГОКам недополученные доходы Забайкалья составят только в 2012 году почти 800 миллионов рублей. Но, если все пойдет по плану, то надеюсь, что уже в 2017 году бюджет края может быть сформирован без дефицита.

- То есть проект освоения юго-востока способен даже в нынешнем, усеченном виде быть локомотивом для развития края?

- Безусловно. Ведь посмотрите, что происходило даже на стадии проведения геолого-разведочных работ для пяти ГОКов, которые изначально планировалось строить: мы же получили попутно хорошие результаты по еще нескольким месторождениям! Это Савкинское и Наседкинское, рудные площади Уронайская, Курунзулаевская, Сретенская… Сегодня на Савкинском месторождении в Нер.-Заводском районе уже работает «Ильдиканзолото», на Наседкинском месторождении в Могочинском районе начинает строиться рудник ООО «Дальцветмет». А это значит – дополнительные поступления в бюджет, новые рабочие места, улучшение жизни в муниципалитетах. Такой вот «побочный эффект». И это не говоря о Быстринском и Бугдае, которые, как я уже говорил, при нормальном течении событий могут обеспечить краю сбалансированный бюджет через 5-6 лет.

Но с другой стороны, из всей этой истории надо бы сделать выводы и перестать складывать все яйца в одну корзину. Нельзя ставить себя в зависимость исключительно от горно-рудной промышленности, потому что с точки зрения долгосрочной перспективы это совершенно неправильно и даже опасно. Это я говорю уже как горняк с более чем сорокалетним стажем.

- Почему? Это же общеизвестно, что мы живем в краю богатейших залежей полезных ископаемых.

- Я боюсь, что это давно уже не так. Безусловно, запасы у нас очень большие, но то, что можно было взять относительно легко и дешево, с хорошими содержаниями, уже давным-давно взято. То, что у нас сейчас есть – труднодоступно. И чтобы разрабатывать имеющиеся здесь месторождения, нужны огромные финансовые затраты на строительство рудников, обогатительных фабрик со сложной и дорогой схемой получения концентратов и полуфабрикатов, нужна развитая инфраструктура. То есть получается, что ресурс-то у нас есть, но больно уж он дорогой. А самое-то главное – то, что добыли из недр, там снова не вырастает. И золото, и молибден, и железо, и уголь… Это совершенно невосполнимо, это можно взять только один раз. Так что, если мы хотим нормального развития края, надо конечно, использовать все, что у нас есть, но при этом активно искать новые точки роста.

- И какими они могут быть?

- Ну, один из очевидных ресурсов – это наши степи. Трава встает по весне и уходит под снег зимой, и снова встаёт, и снова уходит… Вот уж чему точно не грозит убыль – эти просторы ещё Чингисхана видели и нас переживут. В Забайкалье идеальные условия для мясного скотоводства, и вот как раз оно -то могло бы стать одним из альтернативных «локомотивов» экономики региона. Работа в этом направлении ведется относительно недавно, и еще многое предстоит сделать для интенсивного развития мясного животноводства, в том числе в частном секторе. Тут есть огромное количество проблем, конечно, начиная с чисто генетического улучшения поголовья и заканчивая созданием нормальной системы закупа мяса и развитием переработки. Все это потребует денег, времени, усилий, договоренностей, но я думаю, что создание своеобразного «мясного пояса» в наших краях в результате окажется делом благодарным. Да и пора серьёзно заняться вообще созданием мощного агропромышленного комплекса, курортно – туристического бизнеса, развитием транспортной инфраструктуры.

Давайте и более продуманно заниматься и нашими лесами, они ведь тоже воспроизводятся. А уж параллельное развитие сразу нескольких направлений экономики, тем более будет способно обеспечить краю устойчивое и сбалансированное движение вперед. При этом сегодня нашими приоритетами должны быть: модернизация, эффективность и конкуренция.

Анна Колобова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ