Противостояние между угольщиками и РЖД продолжается: в июне губернатор Кузбасса Сергей Цивилев заявил, что монополия с апреля снижает погрузку угля. По его словам, РЖД принимают на погрузку не более 60-70% от согласованных, утвержденных техническими планами объемов.
Снижение грузоотправители наблюдают с апреля и в западном, и южном направлении. Об этом губернатор Кузбасса Сергей Цивилев говорил на заседании комиссии Государственного совета РФ по направлению «Энергетика» в Новокузнецке. Цивилев также напомнил, что в прошлом году РЖД вывезли не весь запланированный объем угля из Кузбасса — только 48 миллионов тонн вместо 58 миллионов. И в этом году РЖД гарантировали вывоз на 10 миллионов меньше, чем рассчитывали власти региона.
«В 2023 году должно быть вывезено 63 миллиона тонн, а соглашение по гарантированному вывозу составляет 50 миллионов тонн. Это за 2 года уже минус 20 миллионов тонн», — отметил глава региона (Цитата — ТАСС).
В конце прошлого года Цивилев просил увеличить квоту для Кузбасса в 2023 году на уровень невывезенных объёмов — до 73 миллионов тонн. РЖД же напротив: предлагали уменьшить объем экспортных отгрузок угля из Кузбасса в восточном направлении до 56 миллионов тонн.
Кемеровская область считается центром угольной промышленности в России: в 2022 году в регионе добыли 267 миллионов тонн угля (всего в России добыли 437 миллионов тонн угля). Угледобыча является практически основным видом деятельности почти во всех муниципальных образованиях региона. Она обеспечивает занятость и напрямую влияет на социально-экономическую обстановку в регионе. От объемов продажи угля зависят налоговые поступления в бюджеты. Поэтому объем вывоза имеет серьезное значение для региона. По словам Цивилева, его снижение негативно сказывается на экономике региона. Влияет и другой негативный фактор — падение цен на уголь.
В прошлом году угольщики получили приоритетное право на перевозки угля по железным дорогам: на особых условиях они могли вывозить уголь из Кузбасса, Бурятии, Хакасии, Тувы и Якутии. Уголь на экспорт из этих регионов стали перевозить по третьей очереди — сразу после перевозок воинских грузов и грузов для ликвидации ЧС. РЖД также заключила с ними соглашения о гарантированных объемах вывоза после соответствующего поручения президента и правительства РФ.
Приоритет был выведен в качестве поддержки отрасли, которая пострадала от потери западных рынков сбыта. Благодаря временному порядку регулирования очередности около 700 компаний, часть из которых была на грани остановки в условиях закрытия западных рынков сбыта, впервые получили возможность для вывоза своей продукции в направлении Дальнего Востока.
В марте этого года в Минэкономразвития также предлагали изменить очередность перевозок грузов, так как квоты на вывоз угля и нехватка мощностей Восточного полигона в целом привели к сокращению поставок высокодоходных металлов, СУГ и удобрений. Позже в РЖД подсчитали, что угольная продукция занимает 70% от всего экспортного грузопотока Восточного полигона, и также предложили убрать у угольщиков приоритет. В госмонополии считают, что концентрация на угле ограничивает возможности других отраслей российской экономики, и отказ от приоритета в отношении перевозок экспортного угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию приоритета позволит за квартал дополнительно вывезти порядка двух миллионов тонн дорогостоящих грузов.