Обитель Будды медицины

Крупнейший для своего времени и первый в России центр тибетской медицины – Ацагатский манба-дацан в этом году отмечает 100-летний юбилей.

Знаменитый лекарь

Его построили и открыли в 1913 году буддийские священнослужители и жители Ацагатской долины во главе с известным бурятским ламой Чойнзон-Доржо Иролтуевым. После 15-летнего пребывания на посту хамбо-ламы российских буддистов он ушел в отставку в 1911 году и через два года воплотил свою заветную мечту – открыл манба-дацан, обитель Будды медицины, где по древним тибетским рецептам исцеляли многие болезни и недуги. К тому времени Иролтуева как успешного врачевателя, изучавшего тибетскую медицину у личного лекаря Богдо-гэгэна VIII, знали далеко за пределами родной Бурятии. Он лечил членов царской семьи – цесаревича Алексея, императрицу, других именитых людей, выезжая для этого в Ялту, Санкт-Петербург.

В родной Ацагатской долине Ч.-Д. Иролтуев определил свыше 1700 видов лекарственного сырья. Кроме терпких, чудодейственных степных трав, здесь бьют из-под земли священные аршаны. Их целебной водой эмчи-ламы лечили глазные и желудочные болезни.

Дацан - клиника - школа

За короткий срок энергичный и деятельный Ч.-Д. Иролтуев преобразовал уникальный манба-дацан не только в крупную лечебницу, но и в медицинский образовательный центр для будущих врачевателей и лекарей. Как рассказал управляющий делами Ацагатского дацана Тарба-лама Доржиев, председатель Фонда Агвана Доржиева, известный бурятский целитель строил лечебницу по подобию европейских клиник: кроме поликлиники, здесь были открыты стационар – дома, где жили и лечились больные, аптека, цех по производству лекарственного сырья, морг.

И здесь же обучали молодое поколение будущих лекарей – по специальной программе, разработанной крупнейшим ученым средневекового Тибета и главой исполнительной власти Деси Сангье Гьяцо (1653-1705). Теорию изучали по тибетским учебникам. Часть из них была переведена на старомонгольский язык, считавшийся официальным литературным языком бурят до 1931 года. Наглядным пособием служила и уникальная копия Атласа тибетской медицины, привезенная Агваном Доржиевым из Тибета.

Хорошему усвоению теории сопутствовала ежедневная практика – студенты-хувараки помогали опытным врачевателям в приеме и лечении больных. А летом собирали пахучие травы, цветы, коренья в благодатной Ацагатской долине, заготавливая сырье для чудодейственных лекарств и порошков.

Еще одно примечательное новшество – впервые в истории мамба-дацанов в Ацагатской медицинской школе стали обучать искусству врачевания молодых женщин и девушек – они учились делать кровопускание и другие процедуры, запретные для эмчи-лам, принявших обет.

Не чужда и европейская медицина

Сюда приезжали издалека: одно время в Ацагате лечился Евгений Обермиллер, известный ученый-востоковед, с детства страдавший ДЦП, другие известные люди.

После кончины в 1918 году основателя манба-дацана в Ацагат прибыл Учитель Далай-ламы XIII, цанид-хамбо Агван Доржиев и продолжил дело Иролтуева. Несмотря на тяготы революционного времени, на тревожные мысли о грядущих гонениях на веру и верующих он строит медицинский дуган, проводит телефон между домами эмчи-лам, обучает хувараков. Штат лечебницы вырос до 60 человек. В 1926 году по просьбе Агвана Доржиева из Цугольского дацана в Ацагатскую медицинскую школу передали знаменитый Атлас тибетской медицины. И вплоть до рокового 1937 года имя Агвана Доржиева очень тесно перекликается с этой лечебницей.

С 1926 года Ацагатский манба-дацан возглавил эмчи-лама Дондув Ендонов. Талантливый врачеватель c задатками ученого-исследователя, помимо Ацагата, одно время успешно работал в клинике «ухо, горло, нос» в Саратове. После чего написал два учебника по тибетской медицине на старо-монгольском языке, впервые включив в них достижения европейской медицины.

Кроме того, Дондув Ендонов и его ученики составили наглядное учебное пособие с 65 таблицами и рисунками медицинского содержания. Подобных учебников не было ни в одной из школ тибетской медицины.

Восстать из пепла через 100 лет

Все закончилось и пошло прахом в 1937 году. Арестовали Агвана Доржиева, который, будучи уже преклонных лет, вскоре умер в тюрьме. Расстреляли и отправили в ссылку других лам и хувараков. Уникальная лечебница и медицинская школа вслед за носителями бесценных знаний и опыта были безжалостно уничтожены и ушли в небытие.

Осталась память о добрых делах эмчи-лам из знаменитого манба-дацана. В доме, где жил Агван Доржиев, ныне открыт музей. На месте бывшей лечебницы организован детский социально-реабилитационный центр, где воспитываются, получают образование и полноценное 5-разовое питание около 80 детей из неблагополучных семей.

И в последние годы зреет идея восстановления Ацагатского мамба-дацана. В честь столетия уникального медицинского центра в сентябре этого года по инициативе лам Ацагатского дацана ЦРБО «Майдар» и ученых Бурятского научного центра будет проведена международная научно-практическая конференция «Ацагатский мамба-дацан в медицинской традиции Забайкалья: история и современность». К участию приглашаются ученые России и зарубежных стран, представители органов власти.

«На этой конференции мы хотим показать необходимость восстановления школы тибетской медицины на базе Ацагатского дацана, – говорит председатель оргкомитета конференции Тарба-лама Доржиев. – Сегодня мы уже готовим будущих лекарей, они учатся в Индии. Для их успешной работы и полноценного лечения людей нужно воссоздать лечебное здание, где будут размещаться больные, с процедурными кабинетами, ванными европейско-тибетского образца. В планах строительство нового храма, современной фабрики по производству тибетских препаратов, аптеки, расширение музея А. Доржиева, где будет выставлено раритетное учебное пособие – медицинские иллюстрации с комментариями на старомонгольском и тибетском языках, подготовленное Д. Ендоновым.

Мы ожидаем, что международная конференция, куда мы приглашаем и главу нашей республики, членов правительства, даст толчок началу строительства лечебно-оздоровительного центра – Ацагатского манба-дацана.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ