27 января вступил в силу закон ФЗ-374 от 29.12.09 г., согласно которому стоимость лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией возросла в 10 раз. Можно утверждать, что последствия от этого закона для нашей республики будут отрицательными. Реализация легальной алкогольной продукции в республиканской розничной сети снизится не менее чем на 10-12% к уровню 2009 года, вырастет нелегальная продажа. Малые торговые предприятия, особенно в сельской местности, будут вынуждены закрыться.
Стали меньше пить?
В настоящее время в Бурятии действуют 2456 объектов торговли, деятельность которых обеспечена 1483 лицензиями. Из них 29% работают в г. Улан-Удэ, остальные – в районах.
В 2006 году в республике были установлены оптимальные условия лицензирования, которые позволяли учесть и согласовать интересы всех сторон, участвующих в организации алкогольного оборота. Главными из этих условий были выдача лицензии на 5 лет; ежегодная оплата лицензионного сбора 4000 руб. за каждый объект, осуществляющий торговлю алкогольной продукцией.
Таким образом, были соблюдены принципы справедливости, когда объем платежей лицензионного сбора напрямую связан с числом торговых точек, принадлежащих лицензианту, а сумма платежей была «подъемной» даже для любого сельского магазина.
Если оценивать объемы продаж алкоголя в Бурятии с точки зрения необходимости сокращения потребления алкоголя на душу населения, то показатели легального алкогольного оборота розничной торговли в 2009 году свидетельствуют о тенденции снижения потребления всех видов алкоголя более чем на 10%.
При этом указанный уровень снижения потребления алкоголя достигнут без принятия каких-либо специальных ограничений по розничной торговле алкоголем. Есть основания полагать, что основной причиной снижения становятся меры социального характера, СМИ и другие способы воздействия на потребителей алкоголя в связи с начавшейся антиалкогольной компанией.
Если предположить, что уровень нелегального оборота не возрос (достоверных данных по нему не существует), то в Бурятии налицо досрочное выполнение поставленных антиалкогольной концепцией контрольных цифр по поэтапному сокращению потребления алкоголя населением страны (на 15% к 2012 году).
Однако есть также и негативные результаты организации алкогольного оборота, которые выражаются в значительном сокращении потребления алкогольной продукции местных производителей. Снижение потребления продукции местных производителей в 2009 году по сравнению с 2008 годом составляет 29%, что повлекло, в свою очередь, снижение объемов ее производства более чем на 20 % и выплаты акцизов более чем на 40%.
Произошло это, в основном, из-за резко возросших объемов продаж дешевой, легально поставляемой в Бурятию водки из Кабардино-Балкарии: более 25% от общего объема проданной водки. Без принятия мер по пресечению возможностей доставки такой продукции в будущем (в том числе уголовного преследования) предпринятые меры (например, по установлению минимальной розничной цены) значительного положительного результата не принесут.
Исходя из данных за 9 месяцев 2009 года в Бурятии потребление алкоголя, приобретенного в розничной сети, в пересчете на чистый алкоголь за год составило не более 8,6 литра на душу населения и снизилось по сравнению с прошлым годом почти на треть (с 12,8 литра).С одной стороны, это позволяет утверждать о достаточно низком потреблении легальной алкогольной продукции в Бурятии по сравнению со средним уровнем потребления по России: около 18 литров.
С другой, необходимо скорее увеличение объемов продаж через контролируемую легальную розничную сеть, чем увеличение либо сохранение существующего теневого бесконтрольного оборота алкоголя.
Рост нелегального алкоголя
Очевидно, что фактическое потребление алкоголя в республике значительно превышает официально оформленный уровень потребления за счет нелегального оборота. По различным оценкам он составляет от 3 до 7 литров алкоголя на душу населения, причем, в центральных районах Улан-Удэ нелегальный оборот не превышает 2 литров алкоголя, на окраинах – 5, в сельской местности – 5-8 литров.
Так, если продажи легального алкоголя на уровне менее 7,0 литров составляют в Бичурском, Заиграевском, Иволгинском, Мухоршибирском, Селенгинском районах, а в Хоринском и Окинском районах – менее 6 литров, то в этих районах (за исключением пригородных) «теневое» потребление, без сомнения, превышает легальное.
Проведенный анализ показывает, что в первую очередь требуются жесткие меры по пресечению нелегального оборота суррогатного алкоголя, особенно в сельских районах.
В легальном же обороте необходимо добиться снижения доли поставок по демпинговым ценам водки и вина, произведенных за пределами республики. При этом крайне нежелательным было бы даже незначительное сокращение числа предприятий, имеющих лицензии на розничную торговлю алкогольной продукцией, особенно в сельской местности.
Введение новых госпошлин за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в размере 40 000 руб. за каждый год является неприемлемым для предприятий, которые имеют один-два магазина с оборотом алкогольной продукции до 1,2 млн. руб. в год.
При выручке в 1,2 млн. рублей в год доход от продажи алкоголя за вычетом торговых издержек и налогов составляет не более 100-120 тыс. руб. в год. Таким образом, для того, чтобы отработать госпошлину в 40 тыс. руб., предприятиям 4 месяца из 12 придется работать безо всякого дохода. Если учесть дополнительные риски, связанные с легальной торговлей алкоголем (возможные штрафы в 50 тыс. руб., повышенное внимание проверяющих органов, криминала), то многие из них будут вынуждены отказаться от получения лицензий на розничную продажу алкоголя. Однако поскольку потенциал заработать на спросе на алкоголь никуда не исчезнет, он будет использован теми же предпринимателями или частными лицами, работающими нелегально.
Учитывая, что абсолютное большинство магазинов в сельской местности не достигают алкогольного оборота и в 60 тыс. руб. в месяц, то отработать введенные госпошлины им не удастся даже за полгода.
Гораздо проще им будет, не получая никаких лицензий, приобрести продукцию по оптовым ценам по договоренности с держателями лицензий или в магазинах с низкими ценами на алкоголь, а потом реализовать ее своим односельчанам, каждого из которых продавцы знают лично, не выставляя на продажу официально.
Если в селе не окажется ни одного легального торговца алкоголем, это не значит, что алкоголь жителями потребляться не будет – просто вместо легального оборота он весь окажется «теневым».
В выигрыше от введения госпошлин оказываются только торговые сети, которые и без того имеют огромные налоговые, финансовые и другие преимущества перед представителями малого бизнеса.
Общий ущерб – 250 млн. рублей
Итак, негативными последствиями введения в действие вышеуказанного закона станут:
– сокращение числа магазинов, реализующих легальную алкогольную продукцию: на 10-15% в Улан-Удэ и райцентрах (90-100 магазинов), на 30% – в селах (300-350 магазинов);
– уменьшение числа рабочих мест в розничной торговле (на 1000 рабочих мест), снижение зарплаты персонала и доходов предпринимателей;
– снижение объемов продаж легальной алкогольной продукции;
– увеличение объемов нелегального оборота суррогатного алкоголя;
– снижение поступлений платежей в бюджеты различных уровней.
Если учесть, что удельный вес алкогольной продукции в общем объеме товарооборота в небольших магазинах составляет до 40%, то половина из числа прекративших торговлю алкоголем магазинов (около 200) закроется, так как теряется экономический смысл их деятельности.
Реализация легальной алкогольной продукции в республиканской розничной сети снизится не менее чем на 10-12% к уровню 2009 года, хотя удельный вес легальной алкогольной продукции в Республике Бурятия в общем объеме потребления алкоголя явно недостаточен. В сельской местности объемы легальной реализации снизятся на 20-25%.
Снижение объемов реализации алкоголя с учетом сложившейся тенденции отразится и на объемах производства алкогольной продукции местными производителями, которые снизятся на 10%. На такую же величину снизятся поступления акцизов в бюджет.
Рост нелегального оборота алкоголя по нашим оценкам составит не менее 15%.
Несмотря на рост поступлений в местные бюджеты за счет увеличения госпошлины, которые по республике составят около 40 млн. рублей в год, бюджеты различных уровней получат меньше доходов из-за сокращения рабочих мест и снижения зарплаты по НДФЛ – на 10-11 млн. руб., ЕСН – на 7-8 млн. руб., ЕНВД – на 120-130 млн. руб.
Общий ущерб от негативных последствий для экономики республики без учета социальной и моральной составляющих может составить не менее 250 млн. рублей. Таким образом, введение уплаты госпошлины в размере 40000 рублей является неадекватным сложившемуся положению в области алкогольного оборота и требует принятия смягчающих эти последствия мер.
Олег ХОМУТОВ,
председатель Совета ПО «Партнер-Продукт»