Последняя в уходящем году сессия Законодательного собрания, прошедшая 15 декабря, началась с выступления губернатора Иркутской области Дмитрия Мезенцева, который пришел лично рассказать депутатам о том, как решается задача по созданию в регионе пригородной железнодорожной компании.
На предыдущей сессии, состоявшейся 1 декабря, депутаты задали правительству несколько вопросов по этому поводу и отметили, что время для создания компании уже упущено. По подсчетам законодателей, при самом неблагоприятном развитии событий область потеряет несколько миллиардов рублей в виде имущества, которое придется передавать Красноярской пригородной компании, а также налогов и компенсаций на перевозку льготных категорий пассажиров. Губернатор, как и предполагали некоторые эксперты, дал исчерпывающий ответ на все вопросы.
— Как вы помните, — сказал Дмитрий Мезенцев, — на предшествующем заседании регионального парламента обсуждался вопрос о создании пригородной железнодорожной пассажирской компании. Этот вопрос обсуждается во многих регионах, и он полностью соответствует третьему этапу реформирования железнодорожной отрасли, которое проводится в соответствии с федеральным законодательством. Депутаты высказали свои опасения, и мы их разделяем, что процесс создания компании находится в зоне риска по времени.
Мы дали поручения провести переговоры с руководством Восточно-Сибирской железной дороги, с руководством ОАО РЖД и сегодня готовы представить вам результаты. В текущем проекте бюджета на 2011 год у нас заложены на компенсацию выпадающих доходов ВСЖД по пассажирским перевозкам 100 млн рублей, что примерно в два раза ниже, чем в бюджете 2010 года. Эта сумма в известном смысле условная, она будет уточняться с депутатами, с бюджетным комитетом, и она лишь отражает нашу готовность нести расходы с учетом плановой убыточности пассажирских перевозок. Просьба руководства ВСЖД выделить на эти цели 935 млн рублей нами поддержана быть не может. В федеральном бюджете на эти цели выделено 25 млрд рублей на поддержку создания пригородных компаний, и тем самым руководство страны признало, что эти расходы не под силу региональным бюджетам. По факту в Министерство финансов РФ подано заявок на 49 млрд, в том числе правительство Иркутской области подало заявку на 972 млн рублей, руководство ВСЖД—более чем на 1 млрд. Среди всех субъектов РФ мы находимся на втором месте по размеру испрашиваемой субсидии.
Что мы видим? Руководство ВСЖД само не вполне четко знает, сколько пассажиров перевозит дорога, имеет неполную информацию по логистике перевозок, по оптимальной схеме формирования составов. Но это не означает, что подписи, которые были поставлены под рамочным соглашением, подписанным во время Байкальского экономического форума, отзываются, — напротив, 28 и 29 декабря в Иркутской области будет работать первый вице-президент ОАО РЖД Владимир Морозов. И мы с ним договорились, что до 29 декабря все спорные вопросы с железнодорожниками будут разрешены. Другое дело, что нас насторожили предложения, которые сделало руководство ВСЖД: правительство области и железная дорога вносят в уставной капитал новой компании по 100 тысяч рублей, при этом железнодорожники получат 51 процент акций, а правительство только 49. Нам это не кажется оптимальным, потому что возникают сложности по управлению компанией.
Пока железная дорога не предоставила нам полного отчета о финансовом положении пригородных перевозок, и мы не понимаем, как будет развиваться такая компания. Нас не устраивает, что подвижной состав и прочее имущество, которое новая компания получит от ВСЖД, ей придется, по сути дела, выкупать, а все оно изношенное. Мы заслушали информацию о производителях подвижного состава и получили сведения, что один состав из 10 вагонов будет стоить 100 млн рублей. Мы рассмотрели принципиально иной подход, в соответствии с которым мы внесем (по согласованию с депутатами) сотни миллионов рублей, что позволит обновить подвижной состав и обеспечить совершенно иное качество управления перевозками. В настоящее время у железной дороги имеется 438 вагонов, которые обеспечивают все перевозки.
Мы заслушали информацию министра социального развития, опеки и попечительства Семена Викторовича Крутя о количестве льготных пассажиров. Ответственные работники ВСЖД признали, что точных цифр мы не имеем. По федеральному законодательству, компенсации из федерального бюджета будут поступать только в 2011 и 2012 годах, в дальнейшем же все расходы по перевозке пассажиров лягут на областной бюджет и ту компанию, которую мы создадим. Должен отметить, что, по информации министра транспорта Петра Воронина, Иркутская область входит в тройку регионов, которые платят за одного пассажира больше всего компенсации — 49 рублей. Больше платят только Омская область и Приморский край. Красноярский край, о котором мы много говорили, платит всего 40 рублей.
...Губернатор представил депутатам слайд, в котором в виде столбцов были представлены суммы выпадающих доходов железной дороги и компенсаций, заложенных в региональном бюджете. Губернатор обратил внимание на очевидную странность: при равном количестве пассажиров (а их в области каждый год перевозят в пригородном железнодорожном транспорте около 16 млн человек) в 2010 году выпадающие доходы выросли в три с лишним раза по сравнению с 2009 годом, а по прогнозу на 2011 год, разрыв станет еще больше. Губернатор отметил, что для выяснения причин этого разрыва он пригласил ученых-железнодорожников, которые проведут полный анализ всех расчетов и дадут свое заключение.
С ответным словом от Законодательного собрания выступил заместитель председателя Геннадий Истомин. Вице-спикер напомнил, что именно он поставил вопрос о создании региональной пригородной компании, причем главным мотивом его выступления стала не забота об интересах железной дороги, а интересы области и состояние ее бюджета. Депутат поблагодарил губернатора за активное участие в решении проблемы, но напомнил, что время все-таки упущено и с 1 января придется возмещать железнодорожникам очень большие суммы в качестве компенсации, опираясь только на данные железной дороги о количестве всех пассажиров и количестве льготников. Депутат отметил, что министерства областного правительства упустили возможность введения льготной социальной проездной карты, которая позволила бы уточнить количество льготников и тем самым сократить размер компенсации.
Депутат Антон Романов поинтересовался, нет ли риска предъявления судебных исков к Иркутской области со стороны железной дороги для возмещения выпадающих доходов. Губернатор передал слово своему заместителю Валерию Гребенникову. Заместитель губернатора пояснил, что предъявить иск можно в любой момент на любую сумму, но сумму в 935 млн нужно доказать, и железной дороге придется очень серьезно поработать, чтобы доказать наличие таких убытков. Служба перевозок, пояснил Валерий Гребенников, не смогла на совещании 14 декабря доказать наличие убытков и обосновать их размер. Поэтому, даже если иск будет подан, он вряд ли будет удовлетворен.
Депутат Юрий Фалейчик напомнил губернатору, что помимо подвижного состава новой компании потребуются ремонтный и эксплуатационный персонал, оборудование и помещения. Губернатор согласился с этим замечанием и предложил депутату включиться в работу. Депутат Владимир Матиенко попытался выяснить у губернатора, чем вызвана низкая исполнительская дисциплина в правительстве области: несколько запросов Законодательного собрания, направленные по абсолютно официальным каналам, так и остались без ответа. Губернатор на это заявил, что запросы были странные: один и тот же текст с разными датами — 17, 18, 19, 20 сентября, но, почему при этом ни на один запрос так и не был дан ответ, глава области не сказал.
Убедившись, что вопросы, замечания и выступления исчерпаны, председатель Законодательного собрания Людмила Берлина закрыла дискуссию. Вопрос о создании компании останется на контроле у депутатов, и еще до конца года правительству придется встречаться с народными избранниками.
Арнольд Ларионов. Фото Михаила Зыкова,