Муниципальные власти подвели итоги своей работы
Вчера в зале заседаний регионального парламента состоялось заседание совета по местному самоуправлению Законодательного Собрания. На нем подвели итоги уходящего года и определили перспективные планы. В этом году муниципальная власть отмечает свой первый юбилей. Пять лет назад, 1 января 2006 года, Иркутская область стала одним из 47 регионов страны, в которых был дан старт реформе местного самоуправления. На совет приехали около сотни депутатов дум различных уровней. Многие из них стояли у истоков этой реформы в своих городах и селах, и теперь, несмотря на все трудности, уже не представляют другой модели власти в территориях.
Сейчас Людмила Берлина является спикером Законодательного Собрания и председателем Совета по местному самоуправлению. Пять лет назад, будучи вице-спикером регионального парламента, она была главным идеологом этой реформы в нашей области. Оглядываясь назад, председатель ЗС замечает, что если отвечать на вопрос: «Удалась ли реформа?» – ответ будет неоднозначным. В самой реформе есть как безусловные плюсы, так и откровенные недоработки как в организации работы, так и в подготовке законодательной базы.
– Хорош или плох 131-й федеральный закон (об общих принципах организации местного самоуправления) – тема бесконечной дискуссии. Он есть и работает. По сути, это правильное решение государства: разделить государственную власть и местное самоуправление. О населении нужно заботиться, а чаяния этого населения никто не знает лучше, чем местная власть, которая общается с людьми каждый день.
Не иначе как примером торжества муниципального управления называют сегодня Черемхово. Если кто-то не был в городе угольщиков последние несколько лет, то он рискует не узнать его. До расцвета городу, конечно, далеко, но упадка и уныния уже нет. Недаром горожане показывали самую большую явку, около 97%, на двух последних выборах, когда голосовали за главу города и депутатов думы. Председатель думы Виктор Побойник уверен, что их пример показывает: когда люди заинтересованы во власти и уверены, что она может реально влиять на положение дел, никого агитировать не надо.
В результате реформы вместо привычных 39 районов в Иркутской области стало 9 городских округов, 33 муниципальных района и 332 городских и сельских поселения. И избрано около 4,5 тыс. депутатов. Понятно, что какие бы благие намерения ни были у людей, пришедших к власти, любые властные полномочия должны быть обеспечены финансами. Именно слабое финансовое обеспечение реформы является главным аргументом ее противников. По закону муниципальной власти должны быть переданы 34 властных полномочия, на деле в Иркутской области лишь несколько муниципалитетов исполняют их полностью. У остальных нет средств.
Тем не менее нынешний год, по словам временно замещающего должность министра финансов Алексея Зезули, является весьма показательным для муниципалитетов. Впервые с 2006 года ни один район не ухудшил свои финансовые показатели в сравнении с предыдущими годами. В тройке лидеров Иркутский, Усольский и Тулунский районы. Даже самый депрессивный Мамско-Чуйский район в этом году подтянулся по нескольким показателям, хотя не перестал быть отстающим. В этом году 44% всех доходов областного бюджета ушло в территории, и эта цифра в наступающем году не будет снижена. Кроме этого, с 2011 года 50% налога по «упрощенке» будет оставаться в местных бюджетах, а это более миллиарда рублей. Также не отменяется так называемая премия за эффективность, которая в этом году, по мнению Алексея Зезули, показала более чем достойные результаты. На один рубль бюджетных средств территории привлекли еще два.
Людмила Берлина уверена, что тема справедливого перераспределения налогов между разными уровнями бюджетов должна быть продолжена, но «говорить о том, что это случится завтра, язык не поворачивается». Возможно, что уже в ближайшее время в Иркутской области могут появиться новые формы организации местного самоуправления, не исключила спикер. Теперь территориям, в которых административный центр является таковым и для района, и для поселения, можно иметь две думы и только один орган исполнительной власти. Об этом гласят новые изменения, внесенные в ФЗ № 131. К примеру, Ангарск является административным центром и для городского округа Ангарск, и для Ангарского района. Такая же ситуация с Иркутском и Иркутским районом и рядом других территорий области. Для изменения административного устройства двум думам надо внести изменения в Уставы территорий.
В значительной части на местную власть в следующем году ложится и проведение реформы бюджетной сферы. Сама реформа начинается с 1 января 2012 года, а весь следующий год объявлен переходным периодом.
– Мы еще помним знаменитую монетизацию льгот, которая в нашей области прошла достаточно ровно. По сравнению с реформой бюджетной сферы монетизация – это цветочки. Фактически мы пересматриваем все бюджетное устройство страны. Нам необходимо существенно повысить качество государственных бесплатных услуг. Готовых рецептов нет, но зарабатывать на населении нельзя, – отметила председатель ЗС.
Чтобы обозначить и осмыслить все планы и задачи, которые стоят перед муниципальным сообществом, региону необходима долгосрочная целевая программа поддержки муниципальных образований Иркутской области, уверена Людмила Берлина. В ней должны быть объединены управленческие, социальные, экономические и кадровые основы муниципальной власти Приангарья.
Автор: Ольга Андреева
Фотограф: Лариса Федорова