Жители Ново-Ленино через суд отстаивают свое право платить за горячую воду по счетчику
Все мы знаем, что до 1 января 2012 года в каждой квартире должны появиться индивидуальные счетчики на холодную и горячую воду. Сделать это собственников жилья обязывает федеральный закон об энергоресурсосбережении. В результате, как полагают представители власти, мы научимся экономить не только воду, но и собственные деньги, ведь, по оценкам экспертов, существующие нормативы потребления слишком завышены — мало кому удается израсходовать за сутки 250 литров холодной и 140 литров горячей воды. Конечно, перспектива уменьшить платежи за коммуналку очень заманчивая, но оказывается, в некоторых случаях свое право на экономию владельцам счетчиков приходится отстаивать в суде. Именно в такой ситуации оказалась пенсионерка из Иркутска Клара Федоровна Бояркина.
Пять лет назад женщина купила квартиру в доме, который находится в управлении ТСЖ «Мичурин». Через год, когда закончились хлопоты по оформлению документов и ремонт квартиры, Клара Федоровна решила установить счетчики на холодную и горячую воду.
Когда дело было сделано, она обратилась с письменным заявлением к руководству ТСЖ с просьбой поставить пломбы на приборы учета и официально их зарегистрировать. Это необходимо сделать, чтобы платежи начислялись по показаниям счетчиков, а не по нормативам. Заявление у Клары Федоровны приняли, но пломбы поставили только на прибор, регистрирующий расход холодной воды. Пломбировать счетчик горячей воды представители ТСЖ отказались, объяснив это тем, что в здании нет общедомового счетчика воды и, пока он не появится, все жильцы будут платить по прежней схеме, исходя из существующих нормативов.
Клара Федоровна посчитала, что это несправедливо — счетчик есть, ставить его и потом платить по показаниям закон не запрещает, значит, отказ руководства ТСЖ ставить пломбы ее не касается. Но оказалось, что касается напрямую — к январю ее уведомили, что за коммунальные услуги она задолжала больше семи тысяч рублей. В эту сумму вылилась разница между начислениями по нормативам и реальным расходом горячей воды, который своевременно оплачивала наша героиня.
Пенсионерка не согласилась с этими претензиями, тогда следующим шагом со стороны ТСЖ стало исковое заявление в суд. Правосудие вынесло решение о взыскании долга с ответчиков. Кларе Федоровне, как законопослушной гражданке, не оставалось ничего другого, как отдать деньги. Но при этом она получила предупреждение, что в дальнейшем платежи за горячее водоснабжение ей опять будут начислять по нормативным значениям, а это значит, что если она снова начнет платить по показаниям счетчика, опять будут накапливаться долги.
Разногласия между собственником и руководством ТСЖ не разрешились до сих пор. Теперь инициировать судебные разбирательства по тому же поводу намерена сама Клара Федоровна, которая уверена, что имеет право платить по счетчику, поэтому собирается требовать перерасчет, чтобы вернуть свои деньги, заплаченные за воду, которой она на самом деле не пользовалась. «Я уверена в своей правоте, тем более что порядок расчета за коммунальные услуги четко прописан в постановлении правительства № 307 — при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета. То есть мы не должны ждать, пока ТСЖ установит общедомовой прибор, тем более что срок ожидания и так слишком затянулся».
Это было общее решение
Почему у нашей читательницы возникли трудности с регистрацией счетчиков? Этот вопрос мы задали председателю ТСЖ «Мичурин» Анне Колесниковой.
— У нас в доме 64 квартиры. На сегодняшний день приборы учета установлены в пяти из них. Но все их владельцы платят по среднему тарифу, а не по показаниям счетчиков. Так решили собственники на общем собрании. Дело в том, что требование ИГТСК — установить сначала общедомовой счетчик, а уже только после этого регистрировать индивидуальные. Поэтому мы решили, что соседи без счетчиков не должны платить разницу за тех, кто уже поставил индивидуальные и платит по своим расчетам. Это временная мера — до тех пор, пока не появится общедомовой счетчик.
Проявите активность
Иркутский адвокат, член некоммерческого партнерства «Юристы за гражданское общество» Надежда Скомаровская советует собственникам, оказавшимся в аналогичной ситуации, самим напрямую обратиться к поставщикам услуг. В данном случае — в энергоснабжающую организацию: «Необходимо подать заявление о постановке на учет прибора учета горячей воды, о чем в последующем информировать ТСЖ в письменном виде. В случае дальнейших споров о сумме коммунальных платежей (уже после постановки счетчика на учет) жителям необходимо будет предоставлять свой расчет, исходя из показаний счетчика».
Это нарушение закона
В Иркутской теплосбытовой компании (ИГТСК) считают, что в данном случае руководство ТСЖ действует вразрез с существующим законодательством: «Разговоры о том, что ИГТСК отказывается принимать оплату по счетчику, не имеют под собой основы. В соответствии с Постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.06 руководство ТСЖ обязано принять и производить расчеты жителям в соответствии с показаниями приборов учета, если таковые установлены. Мы, наоборот, заинтересованы в том, чтобы люди устанавливали приборы учета. Тем более что по Федеральному закону № 261 «Об энергосбережении» до 1 января 2012 года они должны быть установлены в квартире каждого собственника. Другое дело, что помимо индивидуальных счетчиков закон требует оборудовать дома общими приборами учета. Согласно тому же закону, ИГТСК предоставляет такую услугу с рассрочкой платежей до пяти лет. Для того чтобы установить приборы учета с помощью нашей компании, нужно принять такое решение на общем собрании собственников, а затем обратиться к нам с письменным заявлением».
ОЛЬГА МИРОШНИЧЕНКО. Фото СЕРГЕЯ ИГНАТЕНКО