Минувшей осенью наш регион превратился в съемочную площадку для московского режиссера-документалиста Бориса Лизнёва. Борис Александрович - сотрудник столичной студии "Отечество", автор некоммерческих фильмов, один из которых, "Скобелевский марш", был удостоен главного приза XIII кинофестиваля "Золотой витязь". Свою новую картину он решил посвятить, пожалуй, одной из наиболее противоречивых фигур российской истории - протопопу Аввакуму. И в перерыве между съемками именитый документалист рассказал читателям "Экстры" о ленте, рабочее название которой - "Дому моему мир".
? Борис Александрович, почему вы решили снять фильм о старообрядчестве, и чем вас привлекла личность протопопа Аввакума?
- По-моему, церковный "раскол", разделивший русское православие на никонианство и старообрядчество, - это незаживающая рана нашей истории. "Раскол" относится к так называемым "трудным" вопросам. Исследователи, как правило, обходят его стороной. Но, похоже, сейчас пришло время для осмысления этой исторической драмы и ответа на вопросы: а стоило ли вообще проводить церковную реформу в откровенно политических целях? Зачем нужно было объявлять гражданскую войну собственному народу? Ведь посмотрите: те, ради кого была задумана церковная реформа - украинские христиане, при первых же испытаниях отпали от нашей страны и веры. Мне кажется, что царь Алексей Михайлович и патриарх Никон недооценили свой народ и глубину его веры, воспитанной семью веками православия. Движение на Запад, присоединение Украины с иным церковным уставом, грекофильство царя и патриарха - вот основные причины реформ, спровоцировавших "раскол".
Протопоп же Аввакум - это ключевая и наиболее яркая личность раннего старообрядчества. Это незаурядный человек, который пронес свой крест до конца... Я считаю, что такой герой и нужен сегодня, когда конформизм и предательство стали для многих нормой и даже "философией" жизни.
? Что вы хотели выразить названием фильма - "Дому моему мир"?
- Словами "Дому моему мир" опальный протопоп часто начинал свои письма родным и близким. Аввакум был оптимистом по натуре и верил в торжество справедливости. Не о "расколе" он мечтал, а о мире в родном доме, в родной стране. Но мира вне истины быть не может. А истиной для него был путь, данный Богом и проверенный православием. Отрицая этот путь, церковные реформаторы отрицали и деяния святых подвижников земли русской. А какой уж тут мир!
? Исследуя любую историческую личность, невольно попадаешь под её обаяние и, таким образом, теряешь объективность. Вам удалось избежать этого, снимая фильм про Аввакума?
- Я уверен, что, исследуя любой исторический персонаж, автор обязан понимать, защищать и любить его. Необходимо искать положительный смысл в заданной теме и находить героев близких тебе по духу. Так было со всеми моими работами, посвященными генералу Скобелеву, Достоевскому, Иоанну Кронштадтскому. К примеру, моей предыдущей лентой была картина "Царское дело", посвященная Ивану Грозному. В ней я рассматривал этого царя не как злодея и убийцу, а как мыслителя, основой правления которого была национальная идея. Какой же Иван Грозный злодей, если за время его царствования население страны увеличилось более чем в два раза?
Я всегда брал героев, оставивших богатое литературное и философское наследие: книги, дневники, письма, послания. Не является исключением и протопоп Аввакум, которого многие и вовсе считают первым русским писателем. Читая его тексты, чувствуешь гигантское напряжение и ту силу духа, которая отличает подлинных подвижников.
? Вы снимаете документальный фильм, а можно ли снять художественное кино об Аввакуме? Или его личность не подвластна актерскому воплощению?
Почему нет?! Все возможно. Аввакум оставил произведение во многом новаторское и раздвигающее каноны житийной литературы. Он написал "Житие" о самом себе! О живом человеке! А это совершенно новая литература, и в ней многое переплелось: биографическая и путевая проза, пророчества и проповеди, сны и видения. Его "Житие" - потрясающий материал и для кино, и для театра. Самим стилем своей книги Аввакум словно благословляет нас на новое творчество. Кстати, соврать в документальном кино много проще, чем в игровом. Ведь в художественной ленте всегда подсознательно ощущается вымысел, а в документальном - все камуфлируется образами мнимой действительности. А это - более изощренная игра в правду!
? В каких регионах России проходят съемки вашей новой картины? И скоро ли она будет представлена зрителю?
- Мы стараемся снимать в местах, связанных с именем протопопа Аввакума. Это Нижегородская земля, Забайкалье, Сибирь, Север и Москва. Выяснилось, что Аввакум прошёл практически всю Россию. К лету будущего года съемки завершатся, и мы приступим к монтажу. Планируется, что вся работа займёт около восьми месяцев, а продолжительность готового фильма составит 52 минуты.
? Что вы снимали в Забайкалье? Какое впечатление произвела на вас Даурия?
- В Забайкалье мы шесть дней работали в "аввакумовских" местах - на Иван-озере и на озере Иргень. Побывали на Беклемишевских озерах, Яблоновом хребте. Сняли праздничную службу в Аввакумовской общине Читы, а также церемонию закладки камня в основание будущей старообрядческой часовни на Иван-озере. Впечатления - потрясающие! Забайкалье - страна солнца, истинно райское место! Ничего красивее не видел! Сколько солнца! Сколько неба! Какая огромная луна! Не случайно эти места столь выразительно описаны у Аввакума.
? Борис Александрович, кто выступил спонсором вашей ленты, и будет ли она поддержана общероссийскими телеканалами?
- Фильм "Дому моему мир" - это плановая работа Госкино России. Будет ли он показан по телевидению? Не знаю, так как телевизионщики придумали хитрую штуку - "формат-неформат". И, как правило, все интересные фильмы - неформатные. Поэтому, скорее всего, в широком прокате наша картина не появится, но все желающие смогут увидеть её на DVD.
Илья Баринов