На прошлой неделе число заболевших “свиным гриппом” в Бурятии достигло почти 600 человек. Хотя эпидемия в Бурятии продолжается вот уже более месяца, в аптеках Улан-Удэ по-прежнему наблюдаются перебои с поставками лекарств, не хватает масок, противовирусных и противогриппозных препаратов.
Несмотря на то, что в министерстве здравоохранения Бурятии и других ведомствах информация о возможном обострении ситуации с высокопатогенным гриппом в Сибири имелась с лета, ноябрьская вспышка заболевания в Бурятии показала неготовность чиновников к возникшему дефициту в республике противовирусных средств. В результате на фоне возникшего ажиотажа и спекуляций сегодня многие пытаются свалить возникшие проблемы с больной головы на здоровую — на частные аптеки.
Так же как наступление зимы для коммунальщиков и дворников словно снег на голову, так и вспыхнувшая эпидемия “свиного гриппа” свалилась на чиновников Бурятии “неожиданно”. Даже два месяца назад, когда в соседней Читинской области полыхал очаг “свиного гриппа”, завезенного туристами из Китая, республиканские чиновники делали вид, что все хорошо и ситуация под контролем. Однако когда грипп пришел, возник дефицит лекарств.
Люди стали штурмовать аптеки. “В Бурятии не были приняты должные меры для того, чтобы обеспечить население республики доступными медицинскими препаратами против высокопатогенного гриппа А/Н1N1”, — такой вывод следует из проверок прокуратуры республики состояния медицинского обеспечения республики в период эпидемии “свиного гриппа”. Прокуратура выявила, что “в ряде муниципальных образований профилактические мероприятия не финансировались, медицинские учреждения не были обеспечены лекарственными средствами и медицинской техникой”.
Впрочем, несмотря на провал в лекарственном обеспечении населения столицы Бурятии, не все сидели сложа руки. Например, со стороны федеральных и городских властей было сделано если не все, то максимум из возможного.
Представители Управления Роспотребнадзора первыми довели до населения информацию о начале вспышки А/Н1N1, регулярно информировали о новых случаях группа и о том, как снизить риск заболевания, давали простые меры профилактики.
Управление здравоохранения администрации Улан-Удэ своевременно настояло на том, чтобы приостановить работу всех школ и вузов, сократить число массовых мероприятий и ввести масочный режим в местах большого скопления людей. Все эти меры привели к тому, что панику удалось сбить и распространение инфекции хоть и идет, но не столь пугающими темпами.
Таким образом, когда федеральные и городские власти работали, абсолютно не была заметна роль тех сил, которые и должны были быть первыми на фронте борьбы с гриппом — отдела фармации министерства здравоохранения Бурятии и государственного предприятия республиканского подчинения “Бурятфармация”. Более того, ГП РБ “Бурятфармация” элементарный “Арбидол” во взрослой дозировке поставляло в аптеки по цене розницы!
Впрочем, могли ли на уровне города власти действовать более продуктивно, не с точки зрения оповещения и карантинных мероприятий, а, прежде всего, по более эффективному обеспечению лекарствами и его доступности для населения?
Могли, если бы в 2008 году восемь городских аптек не были проданы.
Примерно за год до этого МУП “Городские аптеки” было реорганизовано в ОАО “Городские аптеки” (100%-ная доля города), а затем в феврале 2008 года их владельцем стало ООО “Улан-Удэфарм”, учредителем которого было частное лицо.
Причем довольно странно, зачем городским властям понадобилось продавать именно 100%-ную долю в акционерном обществе, ведь имея контрольный или даже близкий к контрольному пакет акций, город мог бы проводить более эффективную политику с точки зрения обеспечения населения города жизненно важными лекарствами.
Сегодня, по нашим сведениям, очередной покупатель перепродает аптеки. Проданы аптека №48 в Железнодорожном районе Улан-Удэ и аптека №75, в базах данных многих улан-удэнских риэлторских агентств “висит” и аптека №70, что на “Саянах”. Пока большая часть из оставшихся бывших муниципальных аптек производит необходимые лечебным организациям и гражданам стерильные растворы и микстуры. Но это пока…
В условиях эпидемии муниципальные аптеки могли бы сыграть роль стабилизирующего фактора, реализуя противогриппозные препараты по приемлемым, а не спекулятивным ценам. Да и сами запасы этих препаратов могли быть сделаны заранее. Городские чиновники признают, что определенный рычаг влияния на ситуацию был утерян.
— Безусловно, имея свою сеть муниципальных аптек в период чрезвычайной ситуации, нам работать было бы легче, поскольку мы могли бы обеспечить город достаточным ассортиментом препаратов для профилактики и лечения гриппа в необходимых количествах, речь идет о противовирусных препаратах и тех же дефицитных масках, — говорит Баир Балханов, начальник управления здравоохранения администрации Улан-Удэ. — Однако в обычном режиме частные аптечные сети, как показывает опыт, работают и развиваются более эффективно, поэтому уход от муниципальных аптек — факт, который уже состоялся. И сегодня все проблемы лекарственного обеспечения необходимо строить в плотном взаимодействии со всеми участниками фармрынка.
Так-то оно так, но с продажей муниципальных аптек степень влияния на ситуацию с обеспечением фармпрепаратами у города была в значительной части ослаблена. Если город отошел от административных рычагов реагирования на ситуацию с обеспечением медикаментами столицы Бурятии, то почему не было видно работы в этом направлении со стороны министерства здравоохранения Бурятии, где функционирует целый отдел фармации? Ведь именно здесь должна была сработать республика.
Однако система дала сбой.
Тем более, что, в отличие от муниципалов, у министерства и того же фармотдела есть весьма существенные рычаги воздействия на ситуацию с лекарственным обеспечением республики.
В республике имеется ГП РБ “Бурятфармация” — государственное предприятие республиканской собственности, которое курирует минздрав РБ.
Это и оптовик, и розничный продавец в одном лице. ГП РБ “Бурятфармация” работает также по программе дополнительного лекарственного обеспечения по Улан-Удэ и республике.
Имея у себя крупное оптовое звено, ГП РБ “Бурятфармация” и отдел фармации минздрава РБ могли бы оперативно отреагировать на ситуацию с гриппом, выбросив на рынок большие партии противогриппозных лекарств и масок.
То есть ГП РБ “Бурятфармация” в сложной ситуации нехватки лекарств, спекуляций и психоза могло бы стабилизировать ситуацию, реализуя медикаменты в розничные сети по приемлемым ценам. Но этого не произошло, более того, ГП РБ “Бурятфармация” в это же время получало немалые прибыли, реализуя в самый разгар гриппа “Арбидол” во взрослой дозировке в опте по ценам многих розничных аптек!
Как показала проверка прокуратуры, поставляло в городские учреждения здравоохранения лекарства по завышенным ценам! Недавно в арбитражном суде РБ был удовлетворен иск прокуратуры РБ о признании недействительным условий контракта, заключенного между ГП РБ “Бурятфармация” и городским управлением здравоохранения в части поставок крупных партий лекарств этим предприятием. По версии прокуратуры, в контракте цены были завышены. Лекарства, поставляемые этой государственной структурой в городские больницы №3 и №6, по всем признакам должны были отпускаться по оптовым ценам. Реально были выявлены цены, превышающие верхнюю планку оптовых цен, предельная надбавка по которым была установлена правительством республики.
Впрочем, необходимо отметить, что решение не вступило в законную силу и может быть оспорено в вышестоящей инстанции.
Причем, как говорят в республиканской прокуратуре, речь шла лишь о выборочной проверке — сколько еще контрактов придется проверить, покажет время.
Как известно, еще недавно “Бурятфармация” занимала в большинстве районов республики если не монопольное, то доминирующее положение (более 50% локальных рынков).
По закону лекарства в районах “Бурятфармация”, имея и оптовое, и розничное звено, имела право продавать с более высокой наценкой. Причем еще несколько лет назад ГП РБ “Бурятфармация”, например, при поставке лекарств в районы, приравненные к районам Крайнего Севера, с учетом оптовой накрутки и розничной наценки своих аптек, в сумме могло накручивать до 100% от цены, по которой оно покупало лекарства от крупных оптовиков либо от завода-производителя! Речь идет о лекарствах, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС).
— Проверка ГП РБ “Бурятфармация” подтвердила, что в 14 районах республики оно занимало доминирующее положение с долей рынка более 50%, однако в этом году предприятие направило нам письмо, из которого следовало, что в ряде районов компания перестала занимать доминирующее положение, — сообщила начальник организационно-аналитического отдела УФАС по РБ Татьяна Эрдынеева.
И вот что удивительно: розничную сеть государственного предприятия в районах заняло некое ЗАО “Байкальские аптеки” (созданное в 2008 году), среди многочисленных учредителей которых числятся не чужие для ГП “Бурятфармация” люди. В основном это бывшие работники ГП РБ “Бурятфармация”. Они создали частную структуру и теперь активно торгуют лекарствами в районах, часто занимая те же аптечные площади, где ранее сидело ГП РБ “Бурятфармация”. Весьма символичная синхронизация выявилась и в октябрьской проверке ЗАО “Байкальские аптеки”, которое, как оказалось, теперь в 14 районах республики занимает доминирующее положение с долей рынка более 50% (исключение Кяхтинский район, где эта доля более 35).
Как видим, изменилось немного — те же районы, почти такое же доминирующее положение на 14 локальных рынках. И еще одно совпадение — в тендерах на поставку лекарственных средств в больницы часто видят обе структуры в качестве немногочисленных участников и победителей торгов.
Прямо сладкая парочка какая-то получается.
Теперь представим, что если “Бурятфармация” в пик гриппа умудряется поставлять в Улан- Удэ (где и контроль выше, и серьезная конкурентная борьба) тот же "Арбидол" по высоким ценам, то по каким ценам поставляет медикаменты в районы дружественная “Бурятфармации” коммерческая структура?
По моему мнению, предприятие, созданное в том числе для социальной защиты населения, из-за отсутствия должного контроля и внимания со стороны чиновников минздрава РБ постепенно превращается в непонятную структуру, при этом формально являясь еще государственным предприятием.
Убежден, что скандалы с поставками лекарств в больницы по завышенным ценам, высокие цены на лекарства и нехватка препаратов против “свиного гриппа” — это не просто недоработка республиканских чиновников от фармации или их нежелание работать в усложняющихся условиях фармацевтического рынка. Лекарственный кризис в Бурятии в связи со вспышкой А/Н1N1 показал — чиновники слишком медленно принимают оперативные решения, которые бы позволили в самом начале чрезвычайных ситуаций, наподобие нынешней эпидемии “свиного гриппа”, обеспечить республику в полном объеме недорогими, доступными и высокоэффективными противовирусными лекарствами. Вся беда в том, что многие чиновники от фармации слишком долго сидят в своих креслах, и желание работать по-новому, вступать в диалог с представителями больничных учреждений и аптек у них, по моему мнению, абсолютно не прослеживается. Если не получается работать — так освободите места для других, кто мог бы построить работу на новых принципах, а не на опыте прошлого века. Ведь республика, правительство должны гарантировать, чтобы в случае очередной эпидемии народ не бегал сломя голову по аптекам, а после обращения в поликлинику каждый получил бы своевременную и полную лекарственную помощь.
В конце концов, государственные органы должны обеспечить эти необходимые условия в период эпидемии, а не кивать на частные аптеки. Наверное, оргвыводы в республике могут сегодня и не последовать, однако эпидемия этого гриппа не последняя. Главное только, чтобы в следующий раз, когда какая-нибудь зараза не приползет в Бурятию, новая эпидемия не оказалась неожиданностью для чиновников от фармации, как первый снег для коммунальщиков.
Работать по-старому уже не получится — нужен открытый и честный диалог и власти, и участников фармацевтического рынка. Необходима совместная работа по созданию условий для нормальной работы всех звеньев поставки лекарств в Бурятию — от производителя до потребителя лекарственных препаратов.
Хватит создавать на пустом месте проблемы от элементарного нежелания работать и контролировать, что прослеживается в ходе последних чрезвычайных ситуаций в стране (от гриппа до пожаров), с тем, чтобы потом все это героически преодолевать.
Что нам равняться на другие регионы, когда мы сами можем организовать работу с лекарственным обеспечением так, что за нами потянутся соседи. Это в наших силах. Думается, что нашей республике удастся пойти по этому пути.
Дмитрий РОДИОНОВ.