Лидия Соколова-Сербская: Моду будут диктовать не дизайнеры, а ткани

На прошлой неделе в Иркутске прошел III Международный фестиваль-конкурс этнического костюма «Подиум ЭТНО. Содружество». Авторитетное жюри возглавила историк моды, известный модельер, академик Академии имиджелогии, профессор кафедры социально-культурной деятельности Московского городского университета управления правительства Москвы Лидия Соколова-Сербская. Дама яркая и харизматичная, с шестью высшими образованиями, она всем своим видом как бы олицетворяла на фестивале дух моды. О себе и о своем видении будущего моды Лидия Соколова-Сербская рассказала газете «Областная».

– Лидия Александровна, вы и художник-модельер, и кандидат философских наук, и доктор исторических наук – не слишком ли много для одного человека?

– У меня шесть высших образований. Первое, базовое, как художник-модельер, я получила на факультете прикладного искусства легендарного Московского текстильного института, который окончили Вячеслав Зайцев и многие выдающиеся художники-модельеры России. Затем я три года училась на кафедре социологии философского факультета МГУ, так как поняла, что художнику-модельеру мало базового образования, хотя оно необходимо, ведь без основ цветоведения, ритмов, пластики линий невозможно создавать одежду. Это как в фигурном катании сначала ты учишься делать восьмерку, а потом – более сложные элементы. Я думаю, что модельер должен учиться на психолога-социолога, потому что ему необходимо всегда держать руку на пульсе – на гребне модной волны. Потом я поняла, что мне не хватает знания иностранных языков и окончила соответствующий институт. Позже получила диплом дизайнера в Московском государственном художественно-промышленном университете имени С.Г. Строганова и окончила курс культурологи в МГУ. Ведь в нашей профессии необходимо знать этику и эстетику. А с 1993 года я преподаю курс имиджелогии, ведь в советское время эта наука была в нашей стране запрещена после первой книги Виктора Шепеля. Кстати, рекомендую прочитать вам его издание «Имиджелогия, секреты личного обаяния», оно актуально до сих пор. Кроме того, я считаю, что модельер должен быть философом и имиджмейкером, знать риторику, этикет и многое другое.

– Вам, наверное, это особенно близко, как правнучке знаменитого профессора Владимира Сербского?

– Да, вы правы, но дело не только в моем знаменитом предке, по статистике, каждый четвертый житель нуждается в коррекции психологов, психотерапевтов и психиатров. И это страшная цифра, у нас многие гибнут, особенно люди творческих профессий. Из-за неудовлетворенности жизнью они подвержены алкогольной зависимости, наркомании – то есть мы теряем лучших людей. Кстати, мой прадед лечил Врубеля, для всех он великий художник, и не многие знают, что он страдал психиатрической болезнью в очень тяжелой форме. Именно мой прадед велел санитарам сохранять эскизы, которые Врубель делал в больнице, и потом отнес их в Третьяковскую галерею. Правда, я, как правнучка, думаю, нет бы два-три эскиза в семье оставить (смеется), но он был бессребреником. Конечно, я все это знаю по семейным легендам, ведь когда я родилась, его уже не было в живых.

– Тема вашего мастер-класса «Этностиль в высокой моде», неужели национальные мотивы так актуальны?

– В Москве ежегодно проходит большой Международный конкурс высокой моды национального костюма, где мы собираем лучших модельеров, которые работают в этом направлении. Очень жаль, что на последнем фестивале в апреле не были представлены коллекции «Подиума ЭТНО. Содружества». Показ шел три с половиной часа, и на нем было представлено много интересных решений. Этнические ноты приобретают очень важное значение именно сейчас, в связи с процессами глобализации, когда по всем миру Макдональдсы, где гамбургеры. Как пишет мой друг ведущий «Модного приговора» Саша Васильев, сейчас любой человек может одеться так, как японка, которая приехала в Лувр на экскурсию – в кимоно, кроссовках и кепке, или как американка, которая пришла на рынок в Бразилии. И если раньше одежда нам говорила не только о том, из какой страны человек, но и из какой он области и даже деревни, то сейчас все одеваются в джинсы, футболки, свитера. Конечно, жизнь не стоит на месте, но хочется, чтобы богатое наследие наших предков было использовано в современной одежде. Художник-модельер должен все это переосмыслить, но при этом помнить, что мы живем не в XIX веке и в карете прошлого далеко не уедем.

– Ваши впечатления от конкурса в Иркутске?

– Очень здорово, что в вашем регионе проходит такой конкурс. Мне очень понравились коллекции, которые демонстрировали проникновение традиций в современный костюм. Но нам, модельерам, хотелось бы увидеть больше «носибельной» одежды. Современный костюм должен быть, прежде всего, функциональным. Я ожидала от вчерашнего показа больше современных моделей, с использованием этнических мотивов и традиций. Конечно, традиционная одежда имеет свою семантику, но молодежь, например, уже не будет в это вникать. Ей нужно, чтобы одежда была доступная по цене, модная, современная и с какими-то приколами, которые могут быть с элементами этники. Мы, художники-модельеры, никогда не берем прямых цитат, в нашем веке они просто не воспринимаются. Сейчас мы должны смотреть глубже и видеть грань между потребителем и создателем. Конечно, модельер всегда имеет право на самовыражение, но я ратую за то, чтобы все сходило с подиума и приходило к нам на улицы. Чтобы студенты, журналисты, врачи носили эту стильную, модную и доступную по цене одежду. А задача модельера и специалиста по имиджу – грамотно обучить потребителей стилю.

– Какие коллекции вам понравились?

– Мне понравились многие коллекции, например, «Аристократы Сибири», «Красный сарафан», «Славянский ход», «Синильга». Очень понравилась «Цветомания», ведь это была единственная коллекция молодежной одежды, где было не цитирование народного костюма, а его переосмысление, поэтому она воспринималась очень живо. Понравились «Красное на белом», «Холщовая импровизация», «К истокам», «Из-под пятницы суббота», «Сибирские невесты», «Нити времени». Последнюю коллекцию я особо отмечу, она была сделана грамотно и с большим вкусом.

– Скажите, куда, на ваш взгляд, движется мода будущего?

– Главное в моде нового времени то, что ее скоро будут определять не дизайнеры, а ткани, которые в XXI веке станут совершенно удивительными. Например, недавно мне искусствовед Любовь Перкова показывала ткань из пихты, в которой тепло зимой и прохладно летом, ее раскупили православные священнослужители, которые по несколько часов служат в своих рясах в любую погоду. Появляются ткани, которые в зависимости от температуры тела меняют цвет. Еще я видела такую фантастическую картину: парня помещают в баракамеру, температура поднимается – рукав сам закатывается, и он лежит в рубашке с коротким рукавом. Есть ткани с разными кристаллами, и так далее. Кстати, скоро на первое место будет выходить одежда для дома, потому что появляется огромное количество людей, которые работают на дому, например, фирма экономит на офисе или человек работает на себя. Конечно, это не будет пижама аля похороны Сталина, семейные трусы или халаты. Скорее всего, это будут удобные брюки, туники, кофты. Особенно вырастут в цене вязание, вышивка бисером, кружево – все, что сделано своими руками. Но главное, помните – как бы вы ни были одеты, никогда не забывайте, что вас прежде всего украшает хорошее настроение, обаяние и улыбка.

Автор: Елена Орлова

Фотограф: Лариса Федорова

"Байкал24" опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ