Спикер иркутской Думы Андрей Лабыгин принял участие в заседании Координационного Совета Союза представительных органов муниципальных образований России, которое прошло в Магадане. Главной темой повестки пленарного заседания стало развитие гражданских инициатив.
Для участия в работе Координационного Совета в Магадан прибыли участники из Москвы, Рязани, Тольятти, Улан-Удэ, Иркутска, Иваново, Якутска и Калуги. В их числе – главы представительных органов власти крупных российских муниципалитетов, руководители профильных думских комиссий, председатель Союза Михаил Банщиков, руководитель аппарата комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев.
Участники Координационного совета рассмотрели опыт Магадана в развитии гражданских инициатив. Одной из форм взаимодействия органов местного самоуправления и общественных объединений города там стал городской Координационный совет общественных организаций, созданный 15 лет назад. Основной его целью стало развитие взаимодействия органов местного самоуправления с общественными объединениями, обеспечение и совершенствование муниципальной поддержки этих организаций. В настоящее время членами Координационного Совета являются 36 наиболее активных общественных организаций города. Без широкого участия общественности сегодня не обходится ни одна из сфер городского хозяйства в столице Колымы. Проводят заседания общественный Совет по вопросам культуры и искусства, сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия города Магадана, Консультативный общественный опекунский совет по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Наблюдательный совет по охране общественной нравственности, Координационный совет по делам инвалидов, Антинаркотическая комиссия и др.
«Накоплен интересный опыт в реализации проектов «Управдом», «Народная программа», «Народный бюджет». С прошлого года используем новые механизмы вовлечения граждан в управление финансовыми и материальными ресурсами города. Горожане участвуют в формировании финансовой политики на депутатских комиссиях, публичных слушаниях, заседаниях Думы. Идет полемика в СМИ, обмен мнениями в интернете и блогосфере», - рассказал председатель Магаданской городской Думы Андрей Попов.
Он сделал акцент на координирующей роли собрания представителей в реализации предложений горожан. Он сообщил, что местные власти и гражданское сообщество вместе определяют стратегические цели и задачи по улучшению инвестиционного климата в нашем городе.
«Главная цель городских властей - способствовать повышению социальной активности населения и приведению в порядок городской среды, а также поддержка инициатив любого горожанина или некоммерческой организации, направленных на развитие города, - отметил спикер Думы Иркутска Андрей Лабыгин. - Чтобы менять жизнь к лучшему нужно это делать сообща, используя добрые инициативы жителей города, вовлекая горожан в процесс изменений, информируя – все это основа для движения и развития».
Обсудили участники и важный вопрос полномочий муниципалитетов, взаимодействие законодательных органов государственной власти субъектов РФ с представительными органами на местах. Большое внимание уделили формированию бюджетов.
«Органы местного самоуправления должны иметь больше возможностей влиять на формирование инвестиционного климата и решение социально-экономических вопросов на соответствующих территориях. Но для этого им требуются необходимые и достаточные публично-властные полномочия в соответствующие сферах общественных отношений, а также стабильная и достаточная финансовая база для их реализации», - отметил в выступлении Игорь Бабичев, руководитель аппарата комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Финансовая несостоятельность бюджетов муниципальных образований – один из самых больных вопросов. Собственных доходов муниципалитетам не хватает даже на текущую деятельность, не говоря уже о развитии. По данным Минфина, межбюджетные трансферты местным бюджетам, связанные с финансовым обеспечением собственных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в 2011 году составили 48,3% общего объема собственных доходов местных бюджетов. В бюджетах городских округов аккумулируется 64,6% налоговых доходов, в бюджетах муниципальных районов – 26,3% и лишь 9,1%– в бюджетах поселений. Отсутствует стимулирующая роль налоговой политики, да и всей системы межбюджетного регулирования. Сохраняется тенденция централизации в федеральном бюджете финансовых ресурсов с последующим перераспределением их части по нижестоящим уровням бюджетной системы.
По мнению докладчика, за местными бюджетами необходимо закрепить отчисления от налога на прибыль организаций, исчисленного по налоговой ставке 2%, от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по нормативу 100 %. Ввести местный транспортный налог в отношении физических лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, и увеличить в Бюджетном кодексе долю поступлений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, не менее чем до 50 %. Взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц предлагается ввести местный налог на недвижимость, который будет взиматься по оценке рыночной стоимости недвижимого имущества.
Пресс-служба Думы города Иркутска
"Байкал24" впервые опубликовано