Всегда думала, что мастер-классы важны только людям той профессии, которым они адресованы. Ну какой, скажите, интерес инженеру от того, что он узнает, как должен правильно вдыхать вокалист и что такое вообще — дышать животом?
Но на этот раз я оказалась не совсем права или совсем не права. Я попала на мастер-класс такой своеобразный, что он больше походил на спектакль, поскольку таким и задумывался. Да, своеобразный моноспектакль, театр одного актера. Хотя порой такими «актерами» начинали чувствовать себя многие из нас, сидящих в зале…
Кстати, зал ТЮЗа был полон под завязку. И в качестве предисловия прозвучало короткое выступление директора театра Виктора Токарева, которое кое-что проясняло:
— Сегодня мы начинаем наш новый театральный творческий проект, в котором принимают участие Иркутский театр юного зрителя имени Александра Вампилова, театральная лаборатория Игоря Ливанта и Экспериментальная актерская школа города Порденоне, Италия.
Этот проект долгосрочный, будет проходить в несколько этапов. Первые два вечера — моноспектакли, затем мастер-классы для артистов и студентов театрального училища. Это будет соединение традиционной итальянской комедии дель арте и современных театральных выразительных форм. Представители Экспериментальной актерской школы посетили Россию впервые, хотя уже объехали почти весь мир — были в странах Европы, Латинской Америки, в Китае.
Сегодняшний спектакль называется «Жители Арлекинии», он поставлен по замыслу и с участием Клаудии Контин, постановка и тексты художественного руководителя актерской школы Феруччо Меризи. Спектакль идет с переводом, без антракта.
И вот на сцене — главное действующее лицо сегодняшнего вечера, Клаудиа Контин, которая почти два часа не покидала сцену, разве что на те минуты, когда ей требовалось спуститься к зрителям в зал.
Люди, просто любопытствующие, узнали, а артисты и студенты театрального училища вспомнили многое из истории и бытования итальянского театра. Например, что театр дель арте появился в Италии в XVI веке. Что главные персонажи комедии дель арте — маски.
Может, кто-то предполагал, что раз актеры были не только костюмированы, но и скрыты масками, — им уже нечего было особенно делать: типажи обозначены, зрителем угаданы; тот злодей, этот богатый хозяин, вон тот — слуга, а та — кокетка… Но Клаудиа Контин развеяла и этот миф. Оказывается, в актерской практике с надеванием маски задача исполнителя не только не облегчается, но, может, еще и усложняется. Потому что там, где могла сработать мимика, нужно найти другие средства выразительности.
А кстати, какие они, настоящие итальянские маски?
Целая витрина с набором масок была представлена зрителям в этот вечер. Клаудиа берет одну из них. Маска темная, с длинным-длинным носом.
— Хотите взглянуть на нее поближе? (Желающие есть.) А понюхать? (Желающих заметно меньше…) Да, эта маска сделана не из глины, не из гипса, не папье-маше… Эта маска — из настоящей кожи. Она пахнет потом… Это маска, в которой потел ученик или учитель актера, который ее надевает. Актер, который работает на сцене по-настоящему, с полной отдачей, не может не потеть. И кстати, без этого актерского пота и сама маска долго «не живет» — через полгода она начинает усыхать, уменьшаться в размерах.
Маски, темные и светлые, требуют перед надеванием нанесения особого грима, и это не совсем то, что делает женщина, нанося макияж, или актер в гримерке перед «обычным» спектаклем.
Для того чтобы добиться выразительности игры, артист работает не только головой, но и шеей, вытягивая шею вперед или гордо откидывая голову назад; плечами (какая осанка? расправлены или втянуты плечи?), всем корпусом, «нижним этажом»… Как ставит ноги, какая у него походка? Семенящая или вприпрыжку? Тяжелая и размашистая или — на цыпочках, на полусогнутых?
Клаудиа подробно останавливается на типаже «слуга», имеющем характер простака, человека любопытного, удивленного (отчего он вечно ходит с разинутым ртом), голодного и — увы! — примитивного… Это — Арлекин.
Но если простак-слуга — человек относительно молодой, то Панталоне…
— У-у, этот постарше… Ему примерно 297 лет… Он богат и скуп, привык считать деньги, он еще бодр, хотя и притворяется больным; он волочится за юбками, хотя некоторые части тела упорно тянут его книзу… — разъясняет и показывает свой типаж Клаудиа.
Зал веселится от души. Все это, действительно, выглядит очень комично. Артистизм Клаудии, ее пластичность, ее натренированность и, может быть, главное, — чувство юмора, — все это вместе награждается дружной реакцией зала.
Но Клаудиа не останавливается на достигнутом эффекте — ей предстоит познакомить нас с еще целым рядом персонажей. И среди них есть благородные и элегантные — они двигаются, как в танце, у них романтичная походка, а руки при этом словно ловят бабочек…
Есть персонажи кокетливые и жеманные — скажем, Коломбина. Она из разряда тех дам, которые говорят «да» и «нет» практически одновременно.
Другие традиционные персонажи итальянской комедии — Пульчинелла, Пьеро, Тарталья, Полишинель…
Представляя своих персонажей, Клаудиа время от времени, как я уже говорила, спускается в зал, набирает себе «ассистентов», а может, скорее, — подопытных — чуть не сказала — кроликов, но ведь в зале большинство зрителей — коллеги Клаудии, актеры или те, кто хочет стать актером, кто любит театр, так какие же они кролики?!
Она ведет их на сцену, самых разных людей, разные типы: тучного господина, изящную красивую девушку, седеющего возрастного благородного вида мужчину — один из них, подходя к сцене, нечаянно роняет брюки… Конечно, так было задумано, конечно, трюк, но как естественно-конфузно все выглядело!.. Совершенно в духе народной комедии.
И что они делают на сцене! Они выступают в роли тех типажей, о которых только что шла речь. Получается у каждого по-своему, но у всех — смешно.
Все, что задумала и выполняла итальянская гостья, выглядело легко, ужасно уморительно и очень познавательно — хотя, думаю, лоб Клаудии не раз покрывался трудовым потом. Да, импровизация — не то, с чего начинают, а то, к чему приходят, как сказала сама Клаудиа. И для того, чтобы ее дефиле с масками выглядело на сцене легко и естественно, как и всякий спектакль подобного рода, — то есть, обобщая, чтобы актер был в хорошей творческой и физической форме, он должен заниматься по нескольку часов в день в течение как минимум полутора лет.
Одна зрительница поднялась на десятой минуте и, ворча, покинула зал. Она явно ошиблась адресом. Остальные досидели до конца и орали от восторга не только «под занавес», но и по ходу дела.
А наши артисты — из ТЮЗа, из лаборатории Игоря Ливанта — они, думается, более чем кто другой «заразились» и обогатились, ведь у них был и второй вечер с Клаудией на сцене в спектакле «Арлекин и двойник», а также последующие мастер-классы… Так что естественно ожидать теперь появления на сцене ТЮЗа классической комедии дель арте… Ну, может быть, слегка подсоленной и подперченной современностью. Поживем — увидим!
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото автора