Шесть региональных авиакомпаний столкнулись с дефицитом свечей зажигания для российско-французских моторов SaM146 в самолетах Superjet 100 (SSJ100).
РБК получило в распоряжение направленное в Минпромторг письмо от одной из авиакомпаний, где говорится о риске остановки части парка Superjet «в течение ближайшего времени и постепенному полному прекращению полетов всего парка воздушных судов».
В шести авиакомпаниях, эксплуатирующих такие самолеты, РБК подтвердили, что американские свечи зажигания для моторов Superjet не поставляются в Россию из-за санкций. И в перспективе эта проблема может сказаться на интенсивности полетов, если «Ростех» не выполнит обещание создать российские свечи уже в 2023 году.
«Прямо сейчас все в порядке — несколько запасных свечей у нас есть, поэтому интенсивность полетов не снижаем», — подчеркнул гендиректор авиакомпании «ИрАэро» Юрий Лапин.
Председатель совета директоров авиакомпании «Азимут» (летает в Красноярск и Омск) Павел Удод рассказал, что промышленность предложила несколько вариантов решения проблемы, но пока ни один из них не сертифицирован, и перевозчик не намерен увеличивать налет своих Superjet в летний сезон.
У «Якутии» новых свечей нет, но осталось несколько бывших в употреблении, поэтому до конца 2023 года их должно хватить. «Если российская промышленность не решит вопрос со скорейшим импортозамещением, перевозчикам придется останавливать эксплуатацию Superjet», — сообщает источник РБК в авиакомпании «Якутия».
Разработка и выпуск таких свечей ведется уфимским научно-производственным предприятием «Молния» (входит в «Ростех»). Импортозамещение по всей востребованной номенклатуре изделий для Superjet, включая свечи зажигания, по мнению Минпромторга, «идет полным ходом». «Российский аналог свечей находится в производстве. Предприятия промышленности принимают все необходимые меры для обеспечения ими эксплуатантов», — подтвердили в пресс-службе Минпромторга.
«Мы интенсивно работаем над созданием аналога свечи зажигания, в этом году ожидаем результат», — сообщили в пресс-службе Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; также входит в «Ростех»).
В России 12 операторов Superjet, которые эксплуатируют 160 таких самолетов, на фоне западных санкций этот самолет стал особенно важным для отрасли. Почти треть доступных для полетов Superjet перевозчики предпочитали в 2022 году эксплуатировать на международных авиалиниях, так как этот самолет «остается одним из немногих, не попавших ни под какие санкции», отмечала акционер S7 Group Татьяна Филева.