12 марта 2010 года Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент обратился в прокуратуру Иркутска с письмом по факту распространения во время избирательной кампании на выборах мэра Иркутска письма за подписью Дмитрия Мезенцева с призывом к избирателям голосовать за Сергея Серебренникова.
Обмудсмен Приангарья обращает внимание, что рассматриваемый документ по всем признакам является агитационным материалом, который вышел, в нарушение избирательного права, без указания сведений о Заказчике, Изготовителе, тираже, оплате заказа и т.п. В письме подчеркивается, что в аппарате Губернатора и Правительстве Иркутской области, а также в избирательной комиссии Иркутска нет информации об обстоятельствах появления и распространения этих агитационных материалов.
Иван Зелент отмечает, что при распространении этого письма были нарушены права граждан при обработке их персональных данных, в том числе прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. По мнению Уполномоченного,наиболее вероятно, что для организации рассылки была использована электронная база данных о зарегистрированных жителях Иркутска на предприятиях ЖКХ или УФМС России по Иркутской области.
В связи с этими и рядом других обстоятельств, Иван Зелент считает, что имеются все основания для доследственной проверки в порядке ряда статей Уголовного Кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях для принятия решения о возбуждении соответствующих уголовных и административных дел.
Кроме того, по мнению Уполномоченного по правам человека, "требуется выяснение вопроса - причастен ли Губернатор Иркутской области к изготовлению и распространению рассматриваемого документа". В зависимости от ответа на этот вопрос будет приниматься решение либо о возбуждении дела по нарушению запрета на участие в агитационной кампании лиц, замещающих государственные должности, либо о распространении подложных агитационных материалов.
Также необходимо рассмотреть вопрос об ответственности кандидатов, причастных к рассматриваемому эпизоду предвыборной кампании.
"Байкал24"