В новом цикле работ графика Владимира Никишина
Кровавые ритуалы, календари майя и таинственные обряды инков можно увидеть в новой серии работ известного братского графика Владимира Никишина. Напомним, что его графические листы, посвященные династии Романовых и бурятским шаманам, представленные ранее в столице Приангарья, были высоко оценены профессионалами и зрителями. Не менее интересна и очередная серия.
– Сегодня большая редкость, когда художник создает свои произведения сериями, – считает директор галереи Дом художника, искусствовед Надежда Куклина. – Владимир Никишин не просто прекрасный рисовальщик, он уделяет большое внимание этнографии, он внимателен к деталям, поэтому его работы можно рассматривать снова и снова. В них много символики, сложных образов и тонкого юмора, поэтому их очень интересно разгадывать. Кроме того, автор работает в уникальной технике тушью, пером, фломастерами, создавая поистине филигранные произведения. Наверное, поэтому его выставки всегда вызывают большой резонанс.
Не стала исключением и экспозиция «Культура и время», которая прошла в конце прошлого года в иркутском Доме художника. На ней было представлено 33 графических листа. В феврале произведения Владимира Никишина будут выставлены в арт-галерее DiaS.
– Идея серии, посвященная теме изучения культуры майя и инков, коренных народов Северной и Южной Америки, родилась, когда я делал выставку «Шаманы Сибири», – рассказал Владимир Никишин. – А так как СМИ постоянно сообщали о предстоящем конце света, я решил использовать тему апокалипсиса.
На самом деле выставка посвящена не концу света, а сложным обрядам, пантеону богов и образу жизни коренных племен Южной Америки.
– Это собирательный образ того, как я понял их культуру, вернее, как я ее принял и осознал, – пояснил Владимир Никишин. – И пусть это весьма кровавая культура, но при этом, она была высочайшего уровня и, что интересно, вся подчинена времени. Мне приходилось бывать в 1970-е годы в Перу. Унаследованная культура майя и инков сегодня во многом носит декоративный характер, но все равно имеет ярко выраженные корни доколумбовских времен.
В процессе создания серии художник изучил множество источников. В работах нет изображения людей, ощущения выражены на уровне знаков, символов и пиктограмм.
- В этих культурах очень сложный пантеон – не одна тысяча богов, – рассказал Владимир Никишин. – У этих племен был, как модно сейчас говорить, совсем иной менталитет, другие, нежели у современного человека, ценности. Многое может показаться нам диким и страшным, например, чтобы поймать дракона, который живет в воде, и порвать его на части, по преданию, нужно сначала сунуть в водоем ногу, чтобы он ее отъел. Но тем не менее изучать эту культуру безумно увлекательно.
Следующие циклы работ Владимир Никишин обещает посвятить дохристианской Руси и Египту.