В воскресенье, 15 ноября, в России началась реализация очередного "проекта века", который преподносится общественности как очередной шаг страны по пути реформ и справедливости. Речь идет о взимании платы за проезд по дорогам федерального значения автомобилей массой свыше 12 тонн.
По мнению разработчиков проекта, существующие налоги, акцизы и сборы, из которых формируются федеральный и региональные дорожные фонды, не учитывают разницу в воздействии на дорогу разных автомобилей. В настоящее время большая часть средств в дорожные фонды поступает от автолюбителей, которые владеют порядка 40 миллионами автомобилей. Те же, кто зарабатывает на перевозках и наносит максимальный ущерб дорогам, вносят незначительный вклад в дорожные фонды. Поэтому и родилась идея "обложить" грузовики тяжелее 12 тонн дополнительными сборами за каждый километр поездки по федеральным трассам. Чтобы, так сказать, восстановить справедливость.
До этого момента логика рассуждений чиновников, отвечающих за решение одной из главных, как считал классик, бед России, была безукоризненной. Но предложенное решение оказалось спорным. Чиновники заказали коммерческой фирме создание и внедрение системы взимания платы с грузовиков. Теперь, с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года за каждый километр дальнобойщикам придется платить чуть более полутора рублей, а с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года тариф составит 3 рубля 6 копеек за каждый километр пробега. По предварительным расчетам, ежегодно в Федеральный дорожный фонд должно дополнительно поступать порядка 40 миллиардов рублей. И это первая цифра, которая заставляет усомниться в разумности предложенного решения проблемы.
Занимательная арифметика
По данным Росавтодора, ежегодный ущерб российским дорогам оценивается в 2,6 триллиона рублей. На ремонт и строительство автотрасс в стране каждый год тратиться порядка 1 триллиона рублей. Из них 500 миллиардов рублей - это средства региональных дорожных фондов, а еще 500 миллиардов рублей - средства Федерального дорожного фонда, за счет которого и содержаться федеральные автодороги.
Дополнительно собранные 40 миллиардов это 4% от триллиона и, соответственно, 8% от 500 миллиардов. Стоило ли "огород городить" ради столь незначительной прибавки к уже собираемым средствам?
Оказывается стоило, если принять во внимание "профит", который будет иметь от государства компания-оператор такой системы. Дело в том, что проект по созданию системы взимания платы с грузовиков был реализован на основе модного ныне "частно-государственного партнерства" в виде концессионного соглашения Росавтодора с ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы". Систему, под названием "Платон" это "волшебное" ООО смогло построить практически за год.
Во сколько обошелся "Платон" разработчику – не известно. Но еще весной прошлого года в самом Росавтодоре оценивали стоимость подобного проекта в сумму почти в 32 миллиарда рублей. В эту сумму вошли расходы на изготовление бортовых устройств для грузовиков, разработку программного обеспечения, строительство центров управления и систем контроля, оплату процентов по кредитам и прочее. Как заверили чиновники, государство не потратило ни рубля на этот проект – все сделало ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы". Оно же стало и оператором "Платона".
Теперь, по концессионному соглашению, за все свои хлопоты ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" в течение 13 лет будет получать от государства по 10,61 миллиарда рублей в год. Кроме того, предусмотрена ежегодная индексация почти половины этой суммы в соответствие с индексом потребительских цен. Таким образом, за 13 лет концессионер рассчитывает собрать с дальнобойщиков не менее 520 миллиардов рублей для Федерального дорожного фонда и получить от государства, минимум, 138 миллиардов рублей в виде платежей концедента.
Интересная арифметика и, честно говоря, сомнительная эффективность проекта. Ну разве что несколько десятков, а то и сотен человек будут трудоустроены на объектах "Платона", да банки смогут заработать на кредитах и проведении платежей. Ну и, конечно, владельцы ООО с длинным названием не останутся в накладе.
Альтернативы
По большому счету, как считают некоторые эксперты, собрать дополнительные 40 миллиардов рублей с перевозчиков можно и более простыми способами – введением дифференцированных сборов с разных типов машин, изменением налоговых ставок, увеличением стоимости патентов и т.п. Было бы желание решить проблему, но, похоже, желание было простым – гарантировано получать от государства в течение 13 лет более 10 миллиардов рублей в год.
Действительно, если просто разделить дополнительные 40 миллиардов рублей на численность парка грузовых автомобилей (полтора миллиона грузовиков по данным Росавтодора), тогда ежемесячный дополнительный платеж с каждой машины составит, в среднем, порядка 2222 рублей. Администрирование таких дополнительных сборов будет стоить гораздо меньше, чем те самые 10,61 миллиарда рублей в год оператору "Платона". Но, похоже, именно во столько правительство страны и Росавтодор оценивают "справедливость" в деле компенсации ущерба дорожному покрытию со стороны отечественных автомобилистов.
Есть, конечно, и другие доводы в пользу внедряемой системы сбора денег с большегрузных автомобилей. Речь идет об уровне собираемости таких платежей и соответствия отрасли "мировым стандартам". В случае с "Платоном" каждая машина бесплатно получает бортовое устройство, позволяющее отслеживать оплату и маршрут, перевозки становятся более прозрачными для контролирующих и налоговых органов.
Кроме того, подобные системы уже действуют не только в некоторых странах Западной Европы, но даже в Белоруссии. Правда, сами системы обозначаются как системы взимания платы за проезд в основном, с транспортных средств тяжелее 3,5 тонн, включая тяжелые джипы. К тому же, нет никаких данных о 25% комиссии операторов или многомиллиардных "платежах концедента".
А что взамен?
В Росавтодоре, уверяя о безусловной пользе данного проекта, не стали подробно распространятся о том, как конкретно будут тратиться собранные деньги. С одной стороны, при бюджете Федерального дорожного фонда в 500 миллиардов рублей дополнительные 40 миллиардов можно "размазать тонким слоем" по всем 50 тысячам километров федеральных автодорог России. С другой стороны, чиновники продолжают напирать на необходимость компенсации ущерба от тяжелых грузовиков, но какие именно проблемы будут решены за дополнительные средства - не известно. Заявлено лишь, что к 2019 году федеральные автодороги будут приведены "в нормативное состояние".
Между тем, на одном из круглых столов по проблемам дорожной отрасли, который проходил в Иркутске с участием руководства Росавтодора, заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту ФС РФ Сергей Тен отмечал, что российские дороги в большинстве своем не рассчитаны на постоянное движение по ним автомобилей тяжелее 8 тонн. Вся сеть федеральных автодорог нуждается не просто в капитальном ремонте, но и в серьезной реконструкции, для того, чтобы дороги могли выдерживать повышенные нагрузки.
Пока в Росавтодоре предпочитают говорить о "нормативном состоянии" и никак не увязывают качество отремонтированных дорог с дополнительными сборами с дальнобойщиков. В этом смысле скандальный закон о взносах на капремонт многоквартирных домов выглядит более прозрачным, поскольку там хоть декларируются цели и предусмотрена отчетность о собранных и потраченных деньгах граждан.
Впрочем, есть еще одно немаловажное соображение в пользу "Платона", которое, скорее всего, принимается во внимание чиновниками, но не афишируется по вполне понятным причинам. Дело в том, что созданная система может быть легко масштабируема и применима не только к грузовикам на федеральных автотрассах, но и к любым транспортным средствам на любых дорогах страны. Главное, чтобы была построена соответствующая инфраструктура, после чего можно вводить платный проезд по дорогам России там, где это заблагорассудится властям любого уровня. Обществу остается только "следить за руками" чиновников и заинтересованных ООО.
Александр Перов / Источник ИА "Байкал24"