История этой дороги началась в 1992 году, когда появился первый проект объезда Иркутска, разработанный «Иркутскгипродорнии». В 1996 году основатель ЗАО «Труд», депутат Государственной Думы Юрий Тен впервые вынес вопрос о строительстве объезда на федеральный уровень. Но, начавшиеся было работы вскоре оказались замороженными из-за прекращения финансирования. Ситуация сдвинулась с мертвой точки в 2007 году в процессе объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в один субъект Федерации. Транспортный объезд вокруг Иркутска вошел в список объектов на территории Приангарья, которые федеральный центр обязался профинансировать в полном объеме. Соответствующий Указ подписал Президент России Владимир Путин. Первые средства были выделены в декабре 2007 года.
По признанию генерального директора ЗАО «Труд» Сергея Тена, который после смерти отца возглавил созданное им предприятие, работа на объекте шла круглосуточно. Строителям пришлось прокладывать дорогу через скалы и болота. Были возведены железобетонный мост через реку Вересовка и большой металлический мост через реку Иркут, построены разноуровневые развязки на федеральные трассы М-53 и М-55. 24 километра транспортного обхода были построены за три года. В среднем 1 километр дороги вместе со всеми сооружениями и дорожным оборудованием обошелся менее, чем в 100 миллионов рублей.
В ПРЕДВКУШЕНИИ ПРАЗДНИКА
Открытие транспортного обхода вокруг Иркутска состоялось 13 ноября. «Чертова дюжина» никого не смутила, что, видимо, свидетельствует об уверенности дорожников в качестве выполненной работы. И действительно, контраст между движением по городским улицам, включая ново-ленинскую объездную дорогу, и движением по новому транспортному объезду поразительный. Как только автобус свернул на путепровод новой дороги, тряска, сопровождавшая нас всю поездку, тут же прекратилась, и дорога, что называется, «зашелестела».
Мы приехали на место событий примерно за час до начала мероприятия. Сразу же стало понятно, что праздник пройдет в бело-сине-красных тонах с примесью «мокрого асфальта» в аккомпанементе кавер-версий хитов 80-х и 90-х.
«Триколорными» гирляндами воздушных шариков были украшены сцена и ограждение дороги и моста через Вересовку. Динамики выдавали осовремененные ритмы поздней советской эстрады. Несмотря на выпавший два дня назад первый зимний снег, дорога была почти в идеальном состоянии. Традиционных для Иркутска снежных кучек, которые любят сгребать городские дорожные службы и оставлять до следующей весны, здесь не было.
Кроме первой группы журналистов, в это время на проезжей части находились только работники ЗАО «Труд». Возле празднично украшенной сцены кто-то убирал последний мусор, в пятидесяти метрах от этого места пытались упорядочить транспорт на импровизированной стоянке, а в большой полиэтиленовой палатке, под гудение теплопушки, добрые тетеньки расставляли по столам закуски и грели кипяток для чая и кофе.
Целая группа людей в фирменной спецодежде ЗАО «Труд» увлеченно наклеивала на плотный черный картон цветные фотографии, рассказывающие о деятельности предприятия и его генерального директора Сергея Тена. Затем фотографии размещали на фанерных щитах. Экспозиция занимала добрый десяток метров. Кто-то из журналистов шутливо заметил: «стена плача». Но на самом деле эта была «стена гордости» ЗАО «Труд». Все желающие могли убедиться в том, что работой предприятия постоянно интересуются Дмитрий Медведев, Владимир Путин, добрая половина Правительства России и вся областная власть.
"ЭТО НЕ НАРОД - ЭТО ХУЖЕ НАРОДА! ЭТО ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ГОРОДА..." (с)
Поскольку на подобных мероприятиях никто не может с уверенностью сказать, когда все начнется, то есть появятся первые лица, мы пошли погреться в ту самую палатку с горячим чаем и бутербродами. И чуть все не пропустили – через 15 минут проезжая часть оказалась заполнена не только работниками «Труда», но и приехавшими на праздник гостями.
Без преувеличения можно сказать, что в это субботнее утро здесь собрались лучшие люди города и области: министры областного правительства, руководство мэрии Иркутска, депутаты городской Думы и областного Законодательного Собрания, отставные чиновники, «верхушка» ГУВД Иркутской области и городской милиции.
Со стороны это походило на встречу одноклассников через 20 лет после окончания школы. Радостные возгласы приветствий, смех, анекдоты, рассказы на тему «как я провел лето» и т.п. Создавалось впечатление, что именно эти люди построили дорогу, а теперь с гордостью готовы предъявить ее «комиссии».
ВСЕ ТА ЖЕ ЖЕЛТАЯ "КАЛИНА"!
Тем временем журналистский корпус сориентировал свои фото- и видеокамеры в направлении Шелехова. Стало известно, что Министр транспорта России Игорь Левитин, руководитель Федерального дорожного агентства Андрей Чабунин, Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, гендиректор госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов и, собственно, виновник торжества гендиректор ЗАО «Труд» Сергей Тен, прибывают на праздник открытия новой дороги в колонне, которая идет с «той стороны». То есть, перед разрезанием ленточки, приглашенные лично проверяют готовность объекта.
Проверяли довольно долго. По крайней мере, прошло еще полчаса, пока среди гостей не пронеслось «Едут! Едут!». И тут всех ждал эффектный сюрприз. Во главе колонны, после машин сопровождения ГИБДД, шла та сама желтая «Лада-Калина». Казалось, еще мгновение, и из нее выйдет Владимир Владимирович и улыбнется присутствующим.
Однако, после остановки колонны на мосту через Вересовку (вопиющее нарушение Правил дорожного движения!), из гордости «АвтоВАЗа» вышел работник ЗАО «Труд» Олег Трушин, которому Премьер России подарил автомобиль после своего путешествия по трассе «Амур».
Министр и его сопровождающие, с чувством выполненного долга по приемке трассы, покинули микроавтобус и подошли к сцене. В это время за их спинами развернулось небольшое шоу барабанщиц и барабанщиков одного из иркутских лицеев. Дети 20 минут на холодном ветру практически в летней одежде ждали своего часа, но масса журналистов заслонила их от высоких гостей, которых почему-то сразу не пригласили на сцену. Это, пожалуй, был единственный «прокол» организаторов праздника. В остальном все прошло «без сучка», но с «задоринкой».
РАЗДАЧА СЛОНОВ
Министр транспорта России Игорь Левитин в своем выступлении отметил важность реализованного проекта транспортного обхода Иркутска. Он сообщил, что с открытием этой дороги теперь от Восточной Сибири до Дальнего Востока можно проехать напрямик, минуя крупные города, и особо отметил сжатые сроки строительства. Игорь Левитин вручил шесть благодарностей Министра транспорта России наиболее отличившимся работникам ЗАО «Труд». Столько же благодарностей дорожникам от себя вручил Губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, который предварительно внес ту самую «задоринку» в течение праздника.
Уже замечено, что Дмитрий Федорович на публике часто проявляет себя как очень ироничный оратор. А вкупе с потрясающей речевой культурой это производит большое впечатление на слушателей.
Не стало исключением и субботнее выступление Губернатора, который начал свою речь с сообщения о двух замечаниях, сделанных им министру строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслану Болотову. Как бы в шутку Дмитрий Федорович попенял своему подчиненному, что так и не смог увидеть выступления барабанщиц из-за непродуманной организации праздника. Губернатор просто не знал в тот момент, что у него все еще впереди. Барабанщицы повторно показали свое мастерство перед церемонией символического разрезания ленточки.
Второе замечание оказалось куда серьезнее. По словам Дмитрия Мезенцева, областное министерство строительства и дорожного хозяйства до сих пор не оформило документы на получение в следующем году 950 миллионов рублей из федерального бюджета на ремонт дорог в Иркутске.
После этого, увидев стоящих недалеко от сцены мэра Иркутска Виктора Кондрашова и председателя Думы Иркутска Андрея Лабыгина, Губернатор обратился к ним с просьбой:
«Виктор Иванович! Андрей Николаевич! Когда вы будете в следующем году тратить эти деньги, постарайтесь сделать так, что бы жители Иркутска хотя бы иногда могли ездить по улицам и ходить в кино… И большая просьба: при составлении плана работ на улицах города, посоветуйтесь по этому поводу в Сером доме, пока вы его не снесли».
Напомню читателям, что одна из последних громких инициатив мэра Иркутска – восстановление крупнейшего в Сибири Казанского собора, на фундаменте которого в 30-х годах было построено здание, в народе назывемое «Серым домом», где сейчас располагается Правительство и Законодательное Собрание Иркутской области.
ФИЛОСОФИЯ ПРАЗДНИКА
Покончив, таким образом, с «горящими темами», Губернатор, наконец, обратился к строителям дороги и Сергею Тену. Тут Дмитрий Федорович нашел массу теплых слов в адрес виновников торжества. Чувствовалось, что говорит он от всей души. Это были не казенные слова чиновника, а искренняя благодарность дорожникам за сделанную работу и настоящее восхищение трудом этих людей, которые строят первоклассные дороги и другие объекты по всей Сибири и Дальнему Востоку.
Три сотни человек, собравшиеся перед сценой на первом километре нового транспортного обхода вокруг Иркутска, в этот момент затихли. Будто бы, слова Губернатора заставили о чем-то задуматься чиновников, депутатов, их помощников и даже прессу. И, кажется, я понял, почему они приехали на этот «чужой» в общем-то праздник.
По крайней мере, хочется, что бы одной из причин было, пусть и неосознанное, подсознательное желание прикоснуться или даже почувствовать свою причастность к реальному результату многолетней настоящей созидательной работы.
Ведь большинство из присутствовавших на открытии живет в бумажно-разговорном мире распоряжений, уведомлений, дел, проектов, программ, бюджетов, речей и т.д. и т.п. А здесь настоящее, материальное. Вот она, дорога! Твердая, ровная, чистая…
И не удивлюсь, если у кого-то из гостей шевельнулось здоровое чувство белой зависти к генеральному директору ЗАО «Труд» Сергею Тену и его работникам, которые занимаются настоящим делом, а значит сами выбирают свою дорогу.
P.S.
Сергей Тен, рассказывая о своих ощущениях в этот день, сравнил их с чувствами отца, который выдает замуж дочь. Правда Сергей Юрьевич оговорился, что его дочке всего три года, но он уже сейчас представляет себе, что будет испытывать, когда дочь, которая выросла на его руках, повзрослеет, и придется отдать ее замуж…