Деятельностью областного министерства лесного комплекса и агентства лесного хозяйства, на которые возложено взимание платы за использование лесов, заинтересовались сразу две структуры Законодательного Собрания: комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве и комиссия по контрольной деятельности.
Интерес оправданный: объем лесозаготовок увеличивается, а поступления в бюджет не растут, а даже уменьшаются. Аудитор КСП Дмитрий Дунов, проанализировав работу министерства и агентства за 2009 год, не обнаружил ни механизмов, ни методов планирования поступления платежей в областной бюджет. Наверное, поэтому сумма несколько раз корректировалась в течение года. Первоначальный прогноз был вообще пессимистическим – 136 млн рублей. В июле цифра одномоментно подскочила в 3,5 раза – 480 млн рублей, в ноябре упала до 414 млн и, наконец, к концу декабря утвердилась в окончательном варианте – 448 млн рублей.
По словам руководителя агентства лесного хозяйства Владимира Шкоды, во всем виноват Лесной кодекс, новый вариант которого начал действовать с 2007 года. Он отменил коэффициент, который позволял вдвое увеличивать арендную плату за лесные участки. Из-за этого и сократились поступления в областной бюджет. А все обращения министерства лесного комплекса и агентства лесного хозяйства в вышестоящие инстанции с целью вернуть прежний порядок остались без ответа.
Понимая всю несправедливость Лесного кодекса, депутаты, тем не менее, не могли осознать, почему с такой стремительной динамикой растет задолженность по арендной плате. Если на начало 2009 года она составляла 129 млн рублей, то к концу года она возросла до 411 млн рублей. Именно такую сумму недополучил областной бюджет в минувшем году. Та же ситуация и в этом году. Недоимка подкатывает уже к миллиарду рублей.
Владимир Шкода пояснил, что сегодня примерно половина арендаторов не платит лесных налогов. То есть или вообще игнорируют, или выплачивают лишь долю от предписанной суммы. Кто виноват? Во-первых, по его словам, экономический кризис, урезавший платежеспособность лесопользователей. Во-вторых, арбитражные суды, почему-то стоящие на стороне должников.
Эти доводы не убедили депутатов. По их мнению, а также мнению КСП, отказ арендаторов от перечисления платы за используемые ресурсы должен служить основанием для принятия соответствующих мер, «связанных с принудительным взысканием задолженности и привлечением виновных лиц к ответственности». А также расторжением договоров на эксплуатацию лесных участков.
Весьма оригинальное решение предложил председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельскому хозяйству Юрий Фалейчик.
– На будущий год правительство области планирует сократить бюджетную помощь сельскому хозяйству. Наш комитет считает, что ее не только нельзя сокращать, но и надо увеличить. За счет чего? Надо обязать министерство лесного комплекса и агентство лесного хозяйства собрать всю недоимку. Этих денег хватит не только сельскому хозяйству, но они существенно пополнят и другие расходные статьи.
Председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местному самоуправлению Борис Алексеев предложил, не откладывая дела в долгий ящик, провести совместно с областным правительством разбор полетов и выработать четкую и ясную политику в лесной сфере.
– Мы не можем дальше мириться с дырой в бюджете, через которую сегодня утекают сотни миллионов рублей.
Члены комитета по контрольной деятельности настоятельно рекомендовали лесным ведомствам устранить все недостатки, обнаруженные аудиторами КСП, и сделать все возможное для возвращения в бюджет лесных долгов.
"Байкал24"
по информации