Несмотря на то, что сегодня российский бизнес стал более цивилизованным и открытым для общественности, в нем еще можно встретить островки неизвестности. Один из них – дорожное строительство. Газета «Областная» решила составить рейтинг самых дорогих контрактов в этой сфере, заключенных за последние пять лет. Он показывает, что в России есть как чрезвычайно раздутые проектные бюджеты, так и ситуации, когда километр дороги получается весьма экономным.
Удивительная отрасль
Дорожное строительство – удивительная отрасль. Хоть наши дороги и являются постоянной темой для насмешек – чего только стоит народное изречение о том, что в России нет дорог – лишь направления, а из 1,1 млн км всех автомагистралей, по данным Федерального дорожного агентства, только 38% соответствует нормативным требованиям, дорожная отрасль в стране является довольно доходным видом бизнеса. Некоторые его участники даже смогли нарастить обороты в период кризиса. И при всем этом – строительство дорог весьма закрытая отрасль, финансовые данные о которой получить достаточно сложно ввиду непубличности ряда крупных игроков.
Приангарье не является исключением из этого правила, хотя за последние годы здесь наблюдается рост показателей строительства новых дорог и обслуживания уже существующих. Недавно же региональное министерство строительства и дорожного хозяйства разработало проект программы «Развитие автомобильных дорог Иркутской области на 2010 – 2015 годы». Согласно ему, финансирование дорожного строительства будет осуществляться за счет средств федерального, областного и местных бюджетов.
Из региональной казны на реализацию программы в течение пяти лет планируется направить около 15 млрд рублей. Предполагается, что ее результатом будет уменьшение к 2015 году доли автодорог регионального или межмуниципального значения, не отвечающих нормативным требованиям, на 12,9% – до 50,1%. Прирост протяженности дорог с твердым покрытием составит 15,6 км. Протяженность дорог, соответствующих нормативным требованиям, в результате строительства, реконструкции, ремонта и капитального ремонта увеличится на 450,9 км.
Дорогой километраж
Ни для кого не секрет, что строительство автодорог является одним из самых дорогих в мире видов строительства. Что представляют собой затраты на него? Прежде всего, по информации Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве (АСПОР), это расходы на строительство, содержание, администрирование и исследование. Расходы на строительство включают прокладку новых и реконструкцию, обновление и капитальный ремонт существующих автомобильных дорог. А расходы на содержание – поддержание автомобильных дорог в рабочем состоянии. Еще одна характерная особенность: в России в стоимость строительства автодороги зачастую включают не только затраты на само дорожное полотно, но и на подготовку территорий, вынос коммуникаций и расселение жильцов с прилегающих территорий.
Кроме этого, на формирование стоимости 1 км влияет количество и протяженность дорожных сооружений, число полос движения и их ширина. Поэтому для получения сопоставимых результатов необходимо пересчитать затраты на 1 км полосы движения в одном направлении за вычетом стоимости искусственных сооружений.
Согласно данным Федерального дорожного агентства, средние затраты на 1 км автодороги М-1 «Беларусь» (общая протяженность 97 км) составляют 669 млн рублей, автодороги М-3 «Украина» (51 км) – 362 млн рублей, автодороги М-5 «Урал» (1 тыс. 155 км) – 176 млн рублей, автодороги М-8 «Холмогоры» (участки протяженностью 44 км) – 751 млн рублей. Стоимость 1 км скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург (626 км) составляет 907 млн рублей, причем включая создание 4-8-полосной проезжей части, строительство обходов населенных пунктов и организацию десятиполосного движения на выходе из Москвы.
Как видно из цифр, унифицированной цены
1 км вывести не получится. А даже если получится, то все равно она не будет полной и, следовательно, претендовать на абсолютную истину не сможет. Но зато можно сравнить стоимость создания дорог в России с показателями других стран.
Зарубежный опыт
По данным официального сайта Дорожной администрации США, там также принята методика определения затрат на строительство и реконструкцию дорожных объектов на 1 милю полосы движения. Необходимо отметить, что в этой стране основным видом работ является именно реконструкция дорог с увеличением числа полос движения (сеть дорог уже создана). Разброс стоимости строительства 1 км в зависимости от числа полос, приближения к городам, географических и геологических условий колеблется от 500 тыс. до 30-40 млн долл./км. К примеру, стоимость 1 км дороги SC 170 Widening, Beaufort, South Carolina (38 км, частично по старому направлению) составила 2,73 млн долл./км, стоимость 1 км дороги I-5 – Everett, SR 526 to
US 2 HOV Lanes – Everett, Washington (27 км) – 8,85 млн долл./км, стоимость 1 км дороги Third Avenue Extension, Ketchikan, Alaska (3,2 км) – 7,14 млн долл./км.
Почему дорого?
Отчего же дороги в России стоят дороже, чем в остальном мире? Официальная позиция Федерального дорожного агентства гласит, что «в России действует другая методика расчета стоимости дорог, учитывающая такие факторы, как стоимость земли, оформление нового жилья для тех, кого расселяют, перенос коммуникаций и т.д. Это составляет порядка 30% от общей стоимости. Если вычесть 30% из стоимости километра, то российские дороги будут дешевле зарубежных».
Именно по этой причине в текущем рейтинге 20 самых крупных контрактов на дорожное строительство нет графы «стоимость одного километра». Основная ранжировка идет именно по стоимости контракта, как основном показателе. Мы рассортировали мешки денег, которые ушли тому или иному подрядчику, а не удельную стоимость готового квадратного метра той или иной дороги. Показатели получились совершенно различными: где-то стоимость постройки нескольких километров выходит очень дорогой, где-то, в свою очередь, можно построить полотно длиной в несколько десятков километров по очень экономной цене. В любом случае рейтинг – одна из немногих попыток подсчитать и проанализировать, а сколько вообще могут стоить дороги в России.
Ориентироваться на снижение
В Минтрансе уверены: у экономического кризиса есть и положительные стороны, одна из которых – снижение цен на производство дорог в России. Исходя из фактического снижения цен на ГСМ, цемент и металл, а также на нерудные строительные материалы, и с учетом существенного уменьшения объемов капитальных вложений, то есть высвобождения мощностей подрядных предприятий, Минтрансом предполагается, что стоимость строительства и ремонта автомобильных дорог снизится на 20-25%, по сравнению с первоначальными затратами, предусмотренными в среднесрочных и долгосрочных программах развития и совершенствования сети автомобильных дорог.
Правда, снижение это произойдет не сразу, а постепенно, и говорить о нем серьезно можно будет только в 2010-м – 2011-м. Тогда же должна начаться усиленная программа по проверке качества дорожного полотна. Все это вместе должно синтезировать снижение расходов на создание новых дорог до 30%. Но вряд ли это положительно скажется на качестве. Поэтому одна из основных бед Государства Российского не перестанет существовать. Просто ее стоимость немного снизится по сравнению с уровнем прошлых лет.
Рейтинг стоимости контрактов на строительство российских автомагистралей
Ранг
Проект
Подрядчик
Дата заключения контракта
Протяженность строящегося участка, км
Стоимость контракта, млн рублей
1
Четвертое транспортное кольцо в Москве. Участок от шоссе Энтузиастов до Измайловского
«Мостотрест»
10.06.2008
3,8
66 063,80
2
Трасса Джубга – Сочи на участке обхода Сочи (пикет 134 – пикет 194)
«Тоннельдорстрой»
04.06.2004
2,6
16 892,25 *
3
КАД в Санкт-Петербурге. Участок от развязки с автодорогой «Петродворец – Кейкино» до развязки с продолжением улицы Пионерстроя
Корпорация «Инжтрансстрой»
12.08.2008
12,9
14 960,78
4
КАД в Санкт-Петебурге. Участок пикет 367 – пикет 485 с подключением его к автодороге «Нарва» и Пулковскому шоссе
ВАД
07.12.2005
14,4
8858,63
5
Трасса Джубга – Сочи на участке обхода Сочи (пикет 45 – пикет 134)
Тоннельный отряд N 44
29.08.2008
8,9
6904,55
6
Контракт на строительство участка КАД вокруг Санкт-Петербурга на связи с ЗСД
Мостоотряд N 19
07.12.2005
3,5
5719,23
7
КАД в Санкт-Петербурге. Участок от поселка Бронка до развязки с автодорогой «Петродворец – Кейкино»
«Флора»
12.08.2008
11,8
5354,58
8
Трасса «Амур». Участок 1853 – 1906-й км
«Дальспецстрой»
18.04.2005
53,0
3329,00
9
Трасса «Дон». Обход г. Ефремов. Пусковые комплексы 7а и 7б (2-я очередь)
Корпорация «Инжтрансстрой»
29.12.2008
27,1
2446,00
10
Трасса «Дон». Обход г. Ефремов. Пусковой комплекс N 6
СУ «Магистраль»
03.09.2008
35,8
2402,10
11
Обход оползневого участка между трассой «Кавказ» и г. Ставрополь
«Севкавдорстрой»
30.11.2007
5,3
2292,50
12
Трасса «Байкал». Обход г. Иркутск
«Труд»
30.11.2007
24,0
2217,05
13
Мост через р. Шуя на трассе «Кола» и прилегающие участки дороги
ВАД
20.07.2009
11,0
1954,87
14
Трасса «Амур». Участок 424 – 483-й км
«Труд»
59,0
1713,24
15
Трасса «Амур». Участок 154 – 234-й км
«Труд»
80,0
1604,37
16
Трасса «Амур». Участок 863 – 926-й км
«Стройсервис»
63,0
1275,05
17
Трасса «Амур». Участок 1370 – 1488-й км
УК «Запбамстроймеханизация»
25.06.2004
118,0
1146,08
18
Дорога Чита – Забайкальск. Участок в районе р. Онон
Новые технологии искусственных сооружений
15.05.2006
21,0
1108,05
19
Трасса «Амур». Участок 1006 – 1059-й км
«Брус»
16.10.2008
53,0
1031,09
20
Трасса «Амур». Участок 539 – 559-й км
«Труд»
16.10.2008
20,0
939,87 **
* – с учетом стоимости дополнительных работ
** – с учетом стоимости контракта на выполнение работ I стадии
Источник: официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов, slon.ru, данные компаний
Константин Парфененок
<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://og-irk.ru/?doc=3576>"Областная"</a></p>