От конных экипажей до СБП: прошлое и настоящее общественного транспорта в Иркутске

Платить за проезд в общественном транспорте Иркутской области стало выгоднее.

Ни один из городов страны в XXI веке нельзя представить без общественного транспорта. Иркутск не может похвастаться метро, не хватает жителей, да и расположен город в сложном сейсмическом районе, но по городу ездят автобусы, трамваи и троллейбусы, поэтому при желании можно подобрать себе маршрут, чтобы доехать из одного отдаленного района в другой.

Первые конные экипажи появились в Иркутске еще в конце 1830-х годов. Тогда Иркутск был уже губернским городом, поэтому клиентов у десятка перевозчиков было полно. Известно, что самой популярной стоянкой экипажей был угол Трапезниковской (ныне Желябова) и Ивановской (Пролетарской) улиц. Стоимость проезда была дорогой – от 5 до 10 копеек.

Через сорок лет в Иркутске появились первые дилижансы. Они вмещали от трех до шести пассажиров, а самый длинный маршрут был от Амурской (ныне Ленина) улицы до Покровской церкви Знаменского предместья в начале Якутского тракта (ныне улица Рабочего штаба), или из центра города до Вознесенского монастыря (Жилкино).

Омнибус, или прототип современного автобуса, появился в Иркутске на стыке XIX-XX веков. Стоимость проезда оценивалась от 25 до 40 копеек, примерно как цена билета в городской театр. Но если только маршрут уходил через понтонный мост, то цена сразу же взлетала. Поэтому городская дума пыталась договориться с обществом приказчиков, чтобы они не очень сильно пытались нажиться на иркутянах, у которых возникали проблемы с перемещением.

Почти сто лет назад Иркутск получил настоящий общественный транспорт. Первые автобусы появились в 1925 году, которые ходили по двум маршрутам: вокзал – предместье Марата, вокзал – предместье Рабочее до барахолки. Проезд стоил 50 копеек. По каждому маршруту ходили два автобуса.

В 1935 году появились первые таксисты, которые могли прокатить тебя с ветерком по городу. За пределы Иркутска почти никто не выезжал – дорого, страшновато, лучше на поезде.

После войны в Иркутске быстро построили трамвайную линию, за это нужно сказать «спасибо» японским военнопленным. В августе 1947 года первый маршрут пошел от вокзала до колхозного рынка. Трамвай был не просто удобный вид транспорта, но еще и бесплатный. Да-да, какое время в нем вообще не брали плату за проезд, и его очень полюбили не только рабочие и трудящиеся, но и местная городская шпана. Чуть позднее появились первые кондукторы, которые и сейчас понятны для нас. Видишь кондуктора – готовь кошелек или карточку для оплаты.

В 1950 году пустили маршрут №2 до Свердловского рынка, а в начале 1960-х его продлили до Студгородка. Тогда начали активно развиваться Иркутский политех и Академгородок.
В ноябре 1970 года в Иркутске появился троллейбус. Первый маршрут соединил поселок Энергетиков до сквера имени Кирова. Так в Иркутске появился третий вид общественного транспорта. В настоящее время только в Иркутске десятки автобусных маршрутов, шест трамвайных и 11 троллейбусных маршрутов. В северной столице региона – городе Братске – действуют 25 автобусных и семь троллейбусных муниципальных маршрутов.

А на сегодняшний день, в уже ставший регулярным общественный транспорт Братска и электрический транспорт Иркутска, интегрированы технологические инновации, ещё более улучшающий комфорт передвижения: специальные NFC-таблички, сканируя которые жители Иркутской области могут воспользоваться выгодным предложением от Системы быстрых платежей (СБП) и получить скидку при оплате проезда. Если вы расплатитесь за проезд с помощью NFC-таблички, то стоимость каждой поездки снизится на восемь рублей. Как правило, NFC-таблички располагаются у входа на стекле, на них изображен узнаваемый логотип СБП.

Директор по развитию продуктов, цифровых и технологических сервисов Национальной системы платежных карт Мария Точилова рассказывает, что скидку при оплате через СБП можно получить двумя способами.

Первый способ - приложить свой телефон с функцией бесконтактной оплаты к NFC-табличке до подтверждения платежа. Это можно сделать, например, с помощью приложения СБПэй.
Второй способ - отсканировать камерой телефона QR-код, нанесенный на табличку. При этом не важно, какой способ выберет пассажир, ведь сумма с учетом скидки сразу спишется со счета.

Полные правила предоставления скидки на проезд, а также перечень маршрутов перевозчиков, участвующих в акции, доступны на сайте vamprivet.ru или в мобильном приложении «Привет!».

ЕРИД: 2VfnxxmfPjN
Рекламодатель. АО «НСПК»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ