Очевидно уже сегодня. Четвертый за уходящее лето форум в республике, форум, посвященный образованию, явился своеобразной кульминацией происходящих в Бурятии изменений.
Форум стал основательным итогом многих лет работы региональной системы образования и великолепным стартом нового министра образования и науки Алдара Дамдинова. Выбор именно образования как лидирующего компонента в социально-экономической жизни республики был как никогда точен, верен и результативен. Бурятия сделала то, чего не удавалось еще никому в истории постсоветского образования. Мы дерзнули пригласить к себе на круглый стол для обсуждения насущных вопросов всю Россию. Приехали не все. Откликнулись представители 24 регионов, расположенных в самых разных уголках страны, при этом 16 делегаций прибыли во главе с министрами образования: люди нашли время и возможность в канун подготовки к августовской конференции и прочих летних дел принять участие в форуме.
Форум заинтересовал такие уверенно чувствующие себя в образовательном пространстве регионы, как Иркутская, Новосибирская, Томская, Самарская области, Красноярский край, а также Калининградскую область, столь близкую к Европе и известную своими новациями в образовании, и многие другие. К нам приехали как лидеры российского образования — победители того самого революционного конкурса под названием "Комплексный проект модернизации образования" (КПМО), — так и те, кому предстоит присоединиться в ближайшем будущем. Бурятия оказалась интересна продвинутым гостям результатами, находками, предложениями, возникшими в процессе модернизационного эксперимента. Кстати, наши ближайшие соседи — Забайкальский край, иркутяне — еще не вошли в проект. Мы получили уникальную возможность воочию определить свое место в системе глобального российского образования. Теперь мы можем открыто говорить своим родителям, педагогам, бизнес-сообществу и представителям всех ветвей власти: образование Бурятии по-прежнему сохраняет свои лидерские позиции, оценено на “5+” и готовится взять новые высоты.
Что увезли с собой участники Байкальского образовательного форума? Признание того отрадного факта, что в Бурятии, в отличие от многих регионов, к образованию относятся как к приоритетному направлению экономики. Руководитель департамента образования Новосибирской области Владимир Иванов, равно как и многие другие, высоко оценил степень проникновения в вопросы образования президента Вячеслава Наговицына, его неподдельную заинтересованность несколько специфичными проблемами и понимание той аксиомы, что без образования нам всем не построить новое общество. Вовлеченность власти и бизнес-сообщества в реформирование нашего образования, в решение многих проблем школы, отношение председателя торгово-промышленной палаты к этим проблемам до глубины души поразили также министра образования Иркутской области Виктора Басюка и министра Калининградской области Наталью Шерри. Такое единение сил само по себе говорит о многом и обещает многое. Как выразилась Наталья Сергеевна, “нам в области приходилось самим учить педагогическое сообщество новому и учить власть на местах. А это непросто, потому что власть далеко не всегда хочет учиться”. Учить приходится тому, что проект комплексной модернизации — это по сути первая настоящая реформа в нашем образовании за многие-многие годы. Это серьезнейшие изменения, которые требуют комплексного системного подхода, задействования самых разных систем общества.
Опыт первопроходцев, в числе которых оказалась и Бурятия, особенно ценен. К примеру, наш опыт перехода на новую систему оплаты труда, опыт реформирования довузовского профессионального образования повезут делегаты форума в соседние Алтайский край и Иркутскую область. Буквально всех (!) гостей, с кем удалось поговорить, заинтересовал наш проект новой системы переподготовки кадров для системы образования и не только образования. Того, что внедряется сегодня на базе Республиканского института управления кадров и образования (бывший БИПКРО), нет сегодня в России нигде. Переход на “автономку”, возможность учителей и их директоров выбирать учреждение для переподготовки по своему вкусу (чего раньше никогда не было), возможность заранее ознакомиться с программой выбранного курса, система тьюторства, уже разработанную (не надо тратить время) нормативно-правовую базу проекта и другое увезут с собой педагоги в Амурскую, Свердловскую, Ульяновскую, Калининградскую области.
Настоящим открытием стали разработки наших специалистов в сфере довузовского профессионального образования. Кластерная модель развития, создание ресурсных центров, организация работы совета директоров, формирование фирменного стиля и многое другое обсуждали работники профтехобразования всей страны, составившие самую большую секцию в работе форума. Более того, именно профтехобразование Бурятии стало направлением, где было достигнуто соглашение о реальных действиях. Создан межрегиональный консультативный совет по общему и профессиональному образованию, куда вошли представители ближайших трех регионов — Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. Руководителем совета был избран Алдар Дамдинов, координатором — начальник отдела начального и среднего профессионального образования министерства образования и науки РБ Виктор Тютрин. Первое заседание совета состоялось в рамках форума, второе назначено уже на февраль следующего года. В план работы совета включена еще одна разработка наших специалистов — Байкальская школа молодых ученых. Преподаватели техникумов, училищ, лицеев, нацеленные на повышение своего профессионального уровня, качества профтехобразования, престижа довузовской профессиональной подготовки, организовали свою Байкальскую школу. Сессия этого лета для молодых ученых ознаменовалась участием в форуме, знакомством с гостем Байкальского форума — руководителем Центра профессионального и личностного развития научных и педагогических кадров федерального института развития образования Михаилом Никитиным. Согласно договоренности, со следующего года состав слушателей Байкальской межрегиональной школы молодых ученых станет равномерно представленным: если первые три года представители республики составляли до 80% участников школы, то теперь педагоги профобразования Забайкальского края и Иркутской области будут представлены пропорционально равными группами.
Много чего еще увезут с собой наши гости, воодушевленные увиденным и участием в той революции в образовании, которая мощной волной пошла по всем регионам. Суть перемен в том, что главное место в новом образовании отводится ребенку. Все подчинено тому, чтобы этому ребенку вне зависимости от того, где ему суждено было родиться, были созданы все необходимые условия для качественного обучения. Неслучайно Байкальское соглашение о сотрудничестве, достойное войти в новейшую историю, было подписано между регионами не в чиновничьих кабинетах, а за ученическими столами обычной сельской школы Кабанского района. По мнению большинства, соглашение педагогов почти всей страны, родившееся на берегах священного Байкала, можно расценивать как начало новой страницы в нашем образовании — национальной инициативы “Наша новая школа”.
Татьяна Никитина. "МК в Бурятии"