Олег Яценко рассказал о деятельности иркутского отделения общественной организации «Деловая Россия»

Олег ЯЦЕНКО, руководитель иркутского регионального отделения всероссийской общественной организации «Деловая Россия», рассказал о миссии и перспективах объединения успешных представителей бизнеса.

- Олег, давайте начнем разговор с принципиального вопроса: зачем предпринимателю, который каждый день занят многими проблемами, связанными с его бизнесом, уровнем компетентности сотрудников, ситуацией на рынке, нужна общественная организация «Деловая Россия»?

- Как раз для того, чтобы решать эти проблемы, многие из которых не осилить в одиночку. «Деловая Россия» уже много лет аккумулирует опыт разных бизнес- сегментов региона, выработала алгоритм действий в той или иной критической ситуации и сейчас может помочь обратившемуся к ней предпринимателю, дав уже "готовый" совет. Таким образом, руководитель малого или среднего бизнеса - а именно на них рассчитана наша организация, не будет тратить время на поиски выхода из сложных обстоятельств, а сможет использовать его более эффективно: для внедрения инновационных идей, технологий, собственного обучения и обучения сотрудников.

Другой несомненный плюс объединения предпринимателей заключается в том, что именно оно может стать катализатором при развитии любого дела и позволит в сжатые сроки преодолеть путь от стартапа до полноценного бизнеса. Например, один предприниматель сотрудничает с пятью деловыми партнерами и другой тоже, если они объединятся, у обоих будет 10 бизнес-партнеров, а если они входят в «Деловую Россию», то количество связей резко возрастает и возникает мощная синергия.

Таким образом «Деловая Россия» непосредственно влияет на формирование делового климата региона. По сути, это и есть наша приоритетная цель. «Деловая Россия» разрабатывает конкретные документы, участвует в формировании концепций и стратегий. Она обозначает проблему, анализирует все ее аспекты и формирует конструктивную позицию, отвечая на вопрос: «Что делать?».

- Действительно, в Иркутске, чья экономика в основном "стоит" на МСБ и развитие во многом связано с заинтересованностью выкладываться в него именно предпринимателей - активных и творческих людей, важен вопрос целенаправленного формирования делового климата. Этот термин нередко встречается в документах, но зачастую толкование его распывчато. Что под ним понимаете вы?

- Мы с коллегами считаем, что деловой климат состоит из нескольких составляющих: бизнес-возможностей региона, безопасности ведения бизнеса в нем и доверия как важнейшего фактора всеобщего взаимодействия. Поясню каждую из их. Итак, к бизнес-возможностям относится инфраструктура поддержки бизнеса, которая подразделяется на жесткую и мягкую. Жесткая – это дороги, коммуникации, связь, недвижимость – та физическая среда, в которой должен работать предприниматель. «Мягкая» инфраструктура – это законы, нормативные акты, процедуры – то есть правила игры, сформированные в обществе.

Вторая составляющая – безопасность ведения бизнеса. Мы считаем, что в регионе должны быть обеспечены гарантии собственности, того, что бизнес не отнимут, и что власть не будет сознательно уничтожать твой бизнес в угоду отдельным ее представителям или, например, профессиональным рейдерам. Третья составляющая - доверие. Без него вообще невозможно ни работать, ни жить, ни делать бизнес. Если человек не доверяет своему работодателю, как бизнес может создавать рабочие места? Как осуществлять бизнес в регионе, где политики не доверяют бизнесу, либо силовики не доверяют бизнесу, считая предпринимателей мошенниками? Это всеобщее необходимое условие. Все три этих компонента признана развивать общественная организация «Деловая Россия».

- Вы представили рациональную и гармоничную, но, согласитесь, пока только идеальную модель делового климата Иркутска. Насколько далека от нее реальная ситуация?

- При всех объективно существующих проблемах, Иркутск не самый худший регион в России по деловому климату. Согласно мнениям экспертам, которые отражены во всемирных рейтингах Doing business, Россия по комфорту ведения бизнеса стоит на 125 месте, а во внутрироссийских подобных рейтингах Иркутск занимает 19 место. Место вполне достойное, но нас опережают города, которых мы точно должны быть лучше, по моей оценке, мы должны войти в десятку. Иркутск обладает уникальной энергетикой, историей, культурой, географическим положением, все это дает ему большие возможности. Мы стоим на перекрестке перед огромным рынком азиатско-тихоокеанского региона, но мы не идем туда и не сможем попасть туда, пока не перешагнем через стереотипы. Помочь сделать первый шаг как раз могут общественные организации, объединяющих предпринимателей.

- Этот год Правительство области объявило годом инвестиций и инноваций, что, безусловно, должно способствовать развитию бизнес-возможностей в регионе. Как в этот процесс будет встраиваться "Деловая Россия"?

- Через внедрение регионального инвестиционного стандарта. Это федеральный проект, определяющий минимальные требования к "протоколу" общения инвесторов и власти в регионе, регламентирующий инвестиционный климат в нем. Правила состоят из рецептов (кейсов) наиболее успешных регионов России и мира, они уже опробованы в России и подтвердили эффективность. Стандарт должен быть внедрен в ближайшие год-два, он позволит резко улучшить инвестиционный климат в регионе. Если этот стандарт внедрен, инвестор на территории региона чувствует себя комфортно. Он знает, куда идти, если хочет что-то построить и запустить, знает ключевых людей, принимающих решение по проекту. Он получает ощутимую выгоду в виде предоставления специальных площадок развития – технопарков или налоговых льгот. Он получает протекционизм региона на внешних рынках. Такая инвестиционная среда позволяет инвестору быстро организовывать и развивать производство.

Если стандарт не внедрен, то инвестиции привлекаются бессистемно – если повезет региону - инвестор приходит, а не повезет - выберет другой регион для работы.

- Что из себя представляет этот стандарт?

- Это сборник из 15 основных мероприятий, которые должны осуществить власть и бизнес в лице своих общественных организаций. Начиная от принятия инвестиционного меморандума - документа, который регламентирует общие правила игры инвесторов в регионе, и заканчивая тем, что у инвесторов должен быть номер телефона губернатора для оперативной обратной связи. Это с одной стороны - процедуры работы власти с инвесторами, а с другой стороны, это обратная связь от делового сообщества, которое оценивает работу Правительства и конкретных чиновников по привлечению инвестиций и делового климата. Это очень важно. Когда власть подотчетна и ей фактически выставляются оценки обществом – власть начинает работать по-другому. Если оценки плохие, всегда есть повод и необходимость заменить конкретных чиновников или процедуры, мешающие инвестиционному процессу.

- Но какой бы интеллектуально емкий и рассчитанный на широкий, в том числе международный, рынок сбыта ни был инвестиционный проект, какие бы гарантии на бумаге не представлялись, предприниматель, просчитывая риски, сейчас в первую очередь оценивает безопасность его реализации. Вы называете безопасность второй важной составляющей делового климата, как она обеспечивается в регионе?

- Предприниматели - люди самостоятельные и предпочитают сами развивать бизнес-проекты, придумывать идеи, не делясь с обществом, опасаясь конкуренции. Но есть проблемы, которые не решишь сам - это как раз безопасность. Если государственная машина захочет какого-то предпринимателя «прижать», то она это сделает, а он в одиночку с этой проблемой не справится. В этом случае предприниматели начинают объединяться и вместе решать проблему. Например, обращаются в центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» (ЦОП БПК), созданный совместно в другими общественными организациями бизнеса. Когда ты по всем статьям оказался виноват, проиграл все суды, все битвы с административным ресурсом, этот центр – спасательный круг. ЦОП БПК разбирает все судебные дела, в том числе уголовные.

- А какую роль в вопросах безопасности играет новый для нас институт бизнес- омбудсмена, для формирования которого много сделала "Деловая Россия" и который сейчас возглавляет бывший председатель «Деловой России» Борис Титов?

- Институт омбудсмена в нашем регионе пока не начал работать полноценно, потому что еще не согласована кандидатура регионального бизнес-омбудсмена - уполномоченного по защите прав предпринимателей, но общественная структура защиты уже действует. Центр общественных процедур работает с марта прошлого года и за это время рассмотрел несколько десятков дел.

- Говоря о составляющих делового климата, вы сделали акцент на доверии. Пожалуй, это самая сложная, "неуловимая" составляющая. Как, по-вашему, можно на нее влиять?

- Иркутская область является одним из богатейших регионов России, обладая и природными ресурсами, и столетиями сформированным человеческим капиталом. У нас есть все шансы быть одним из самых успешных в стране, но при этом я вижу в Иркутске несколько моментов, которые не позволяют нам это делать. Первый – у нас наблюдается кризис доверия друг к другу. Мы бесконечно готовы спорить, а порой и воевать. Но мы не выстраиваем нормальное взаимодействие ни во власти, ни в бизнесе. Успех таких городов как Казань, Калуга, Нижний Новгород, Красноярск базировался на том, что и власть, и бизнес стремились к одному – формированию общей стратегии, под которую подводили финансирование федерального бюджета и мощных корпораций. Интересен пример Калуги, когда на депрессивной территории возник автомобильный кластер мирового уровня, благодаря тому, что власть услышала бизнес и сделал несколько совместных обдуманных шагов по привлечению инвесторов. Иркутску не хватает умения договариваться, и принципиально это единственное, чем мы выделяемся. Думаю, нам стоит поучиться у Томска, демонстрирующего очень высокую активность в инновационном движении и, опять же, высокую степень договороспособности внутри региональных структур.

- В реализации каких областных проектов «Деловая Россия» примет участие в ближайшее время?

- Во внедрении регионального инвестиционного стандарта - важного документа, которы позволит решать вопросы комплексно, в разработке программ и стратегий развития отдельных отраслей. Также мы планируем реализовать информационные проекты - в частности, сделать цикл передач, посвященных предпринимателям: необходимо показывать положительные примеры успешного социально ориентированного бизнеса, когда предприниматель открывает заводы, фабрики, создает рабочие места, новые технологии и улучшает качество жизни людей. Кроме того, мы уделим внимание тому, чтобы вывести благотворительную работу на качественно новый уровень: каждый из предпринимателей, которых я знаю, помогает школам, садам, общественным организациям и финансово, и принимая участие в акциях. «Деловая Россия» систематизирует эту работу, что позволит аккумулировать больше ресурсов.

Автор: Анна Важенина

Опубликовано в «Иркутском Бизнес-журнале».



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ