Безалкогольные метры

В Чите готовят документ о границах, в которых нельзя продавать спиртное.

В Чите сложилась парадоксальная ситуация – сегодня магазины с алкоголем можно открывать рядом со входом в детсад и это будет законно. Многие читинцы еще помнят инициативу, которая раньше так помпезно рекламировалось в СМИ – мол, в городе запрещена продажа алкоголя неподалеку от детских, образовательных учреждений, поликлиник, больниц и так далее. Но со временем эта, действительно, отличная идея вдруг сошла на нет.

«Почему у «Центавра» продают алкоголь?»

В редакцию «Забмедиа.Ру» обратился житель Читы с вопросом: «Почему на Амурской, 69, где находятся «Центавр», ресторан, бар и ночной клуб, продают спиртное?»

- В примыкающем здании находится юридический факультет читинского университета, а насколько я помню, продавать спиртное рядом с образовательным учреждением нельзя, да и сам кинотеатр – это же, вроде объект культуры… А когда-то метраж был установлен, согласно которому нельзя продавать спиртное в пределах 100 метров от социального объекта. И если магазин находился ближе, то его руководство наказывали. Почему же в самом центре города, рядом с прокуратурой Забайкальского края, такое возможно? – поинтересовался читинец.

Его вопрос мы направили в полицию и прокуратуру.

Первыми нам ответили сотрудники УМВД России по Забайкальскому краю. В своем ответе сотрудники Управления сообщили, что надзор за соблюдением закона о реализации алкогольной продукции осуществляет Региональная служба по тарифам и ценообразованию (РСТ) Забайкальского края.

- Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края при выдаче лицензии на право продажи алкогольной продукции учитывает расстояния до образовательных учреждений и учреждений культуры, категорию прилегающих к месту продажи зданий и иные условия, установленные действующим законодательством. При отсутствии нарушений законодательства о реализации алкогольной продукции выдается соответствующая лицензия. Поэтому, если данное ООО имеет лицензию, значит законодательство о реализации алкогольной продукции не нарушено, - ответили в УМВД, подчеркнув, что у коммерческой организации, которая реализует спиртное по вышеуказанному адресу, такая лицензия есть.

И, добавили в полиции, если гражданин считает, что ночным клубом «Папарацци», рестораном «Хмельная корчма» и баром «Микс» нарушено законодательство о реализации алкогольной продукции, ему необходимо обратиться в РСТ края.

Вскоре подоспел и ответ из прокуратуры Центрального района Читы.

«Установлено, что по вышеуказанному адресу розничную реализацию алкогольной продукции осуществляют ООО «Фобус Инвест» и ООО «ПремьерА». В примыкающем здании по адресу: ул. Нерчинская, 17, на расстоянии 30 метров по пешеходной зоне, находится юридический факультет. Оснований для признания выданных лицензий недействительными не имеется».

В прокуратуре рассказали, что согласно закону нельзя продавать алкоголь в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях. А к прилегающим территориям «относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, сооружениям, и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления». Вот только границы прилегающих территорий на настоящий момент в Забайкалье не определены и поэтому «оснований для внесения актов прокурорского реагирования не имеется».

Третьим ведомством, в который мы перенаправили вопрос жителя Читы, стала Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.

Выяснилось, что лицензия ООО «Фобус Инвест» была выдана 11 апреля 2012 года и срок ее действия закончился 11 апреля 2013 года. В РСТ подтвердили, что рядом с ночным клубом, баром и рестораном находится юридический факультет. И добавили, что расстояние от учебного заведения до объектов, где реализуют спиртное, в соответствии с ранее действующим законодательством, составляет более 30 метров по пешеходной зоне. Однако на сегодняшний день этот метраж не действителен, границы, в которых можно продавать спиртное, не определены. А вот когда эти границы местные власти все же определят, тогда и можно будет провести «соответствующие контрольные мероприятия».

Магазины закроются?

Мы решили до конца разобраться в сложившейся ситуации. Специалисты нам подтвердили, что раньше в Чите был установлен определенный метраж от образовательных, культурных, спортивных медицинских, военных учреждений, в соответствии с которым можно было продавать алкоголь. Когда-то он составлял 100 метров, когда-то – 50, а с 2008 года решением читинских депутатов - метраж сократили до 30 метров. Правда, позже его и вовсе отменили. И сегодня водкой можно торговать буквально у входа в образовательное учреждение.

Правда, такое положение дел продолжится недолго – 27 декабря 2012 года вышло постановление правительства, где сказано о том, что органы местного самоуправления должны до 29 апреля 2013 года определить границы, в которых можно и нельзя торговать алкоголем.

Местные власти могут сделать метраж, например, в 100 метров, а могут и в 30 (если не меньше). И есть опасения, что метраж составит именно 30 метров – если он будет больше, тогда многие магазины, бары, рестораны, ночные клубы (вспомнить хотя бы заведения на Амурской, 69), торгующие водкой и другим алкоголем в Чите, окажутся под запретом. Понятно, что местные предприниматели постараются сделать все возможное для защиты своих интересов. Слухи о лоббировании минимального метража дошли и до нашей редакции. Более того, не секрет, что в гордуме немало предпринимателей, и они, скорее всего, не станут обижать своих коллег.

Как нам по секрету сказал один из бизнесменов города, если метраж от питейного заведения до какой-нибудь школы, в том числе музыкальной или спортивной, составит не 30 метров, а, скажем, 100, половина магазинов и увеселительных заведений в Чите закроются. Хорошо это или плохо, решать читателям.

Комментарий мэрии

Мы же пока предлагаем вам почитать интервью с начальником отдела управления потребительского рынка Читы Ольгой Овдиной. Ольга Петровна сразу сообщила, что документ, где будет указано расстояние от мест продажи спиртного до, к примеру, детских садов, сейчас находится в разработке.

- Мы направили запросы в комитет образования города, министерство образования Забайкальского края, командующему армией, чтобы нам предоставили перечень мест, к которым подходят ограничения – это образовательные, спортивные, медицинские, военные учреждения. Все полученные данные будут обобщены, – рассказала наша собеседница.

Она добавила, что по распоряжению администрации города создана рабочая группа, в которую, в том числе, вошли представители думы, хозяйствующих субъектов (предприниматели). Эта группа и будет принимать решение, где можно продавать алкоголь, а где нельзя.

Потом орган местного самоуправления определит расстояние от алкогольной «точки» до, например, детсада. Также будет определен порядок этого измерения, то есть то, как будет измеряться метраж – от входа в образовательное учреждение или от входа на территорию (проще говоря, забора).

- Метраж может определяться по прямой линии, может - по пешеходной зоне, может - от входа до входа, может - от входа в садик, может – от входа на территорию, - отметила наша собеседница.

- Я правильно понимаю - это уже местное самоуправление определяет, откуда мерить – от крыльца или от забора?

- Да. Соответствующий нормативный документ мы подготовим до 29 апреля. Необходимо отметить, что, согласно постановлению правительства РФ, подобный документ должна подготовить и администрация Забайкальского края. Она должна определить места массового скопления людей и места нахождения источников повышенной опасности. Этого документа тоже пока нет. Когда же все документы будут готовы, то ими будет руководствоваться Региональная служба по тарифам, которая выдает лицензию на розничную продажу алкогольной продукции.

На вопрос нашего корреспондента, возможно ли такое, что метраж будет в итоге меньше 30 метров, Ольга Петровна ответила, что этого, скорее всего не произойдет – в комиссию, о которой говорилось выше, входят и члены инспекции по делам несовершеннолетних. Они, понятное дело, не дадут сделать метраж совсем уж смешным (например, 10 метров).

Кстати, еще один немаловажный момент – если раньше расстояние от социальных объектов до всех заведений, торгующих алкоголем, составляло как минимум 30 метров, то теперь, как оказалось, оно может варьироваться. Это такое новшество, которое можно использовать как во благо, так и во вред.

- Органам местного самоуправления впервые дано полномочие дифференцированно подходить к этому вопросу, то есть расстояние может меняться в большую или меньшую стороны. Так сказать, варьироваться, - рассказала Овдина.

Проще говоря, расстояние от детсадов, школ и других объектов до одного магазина может составить 100 метров (если, конечно, такой метраж примут), а до другого - меньше (ну или больше, что, признаюсь, вызывает сомнения). Где какой будет метраж, решать чиновникам и депутатам.

Напоследок мы спросили у Ольги Петровны, на каком расстоянии будет настаивать администрация города.

- Я пока не готова ответить на этот вопрос, но, безусловно, мы будем думать, в первую очередь, о благополучии горожан, - сказала наша собеседница.

Она также напомнила, что сейчас действует ограничение по времени реализации алкоголя и по возрасту покупателей, которым можно продавать спиртное, а которым нет.

- Если полиция будет вести за этим жесткий контроль, то для ребенка не будет иметь такого уж большого значения, где находится магазин, в котором ему не продадут спиртное, – в километре или 100 метрах, - подчеркнула Овдина.

P.S. «Забмедиа.Ру» будет внимательно следить за тем, какое решение в итоге примут чиновники и депутаты, мы обязательно расскажем кто (пофамильно) за какой метраж проголосовал. Читинцы должны знать, о ком в первую очередь заботятся депутаты: о предпринимателях или обычных гражданах. Вот, например, в Москве и Санкт-Петербурге метраж составляет 100 – 200 метров, думаю, и для Читы он должен быть не меньшим.

На фото: Афиша в "Папарацци" к Татьяниному Дню



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ