До Иркутска дошла лихорадка интернет-магазинов

С каждым годом в Иркутске открывается все больше интернет-магазинов. Сегодня около 30% иркутян регулярно совершают покупки посредством выбора нужной картинки на сайтах как местных, так и зарубежных организаций. Несмотря на все бонусы купленных через интернет товаров (огромный выбор и относительная дешевизна), есть и определенные риски. Они связаны с тем, что ценная вещь может попасть в руки в непотребном виде или же вовсе затеряться.

Целый гардероб за 1500 рублей

Чаще всего онлайн-покупки совершает продвинутая молодежь и те люди, которые особо взыскательны в подборе товаров. Фото Евгения Козырева

Количество интернет-магазинов в рунете постоянно растет, в настоящее время их насчитывается в нашей стране уже более трех тысяч. По статистике, в среднем 70-80% покупателей ищут информацию об интересующих их товарах в интернете, и около 30% жителей крупных городов Восточной Сибири (в Москве число близится к 40%) регулярно совершают покупки посредством нажатия кнопок на своих компьютерах.

Назвать точное количество интернет-магазинов в Иркутской области проблематично, так как в регионе нет единого реестра зарегистрированных онлайн-точек. «Обязанность компаний или индивидуальных предпринимателей подавать уведомление о начале своей деятельности введена законом лишь недавно, около года назад. Соответственно, все те интернет-магазины, которые начали функционировать раньше этого времени, продолжают работать без подачи уведомления», — рассказывает главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Иркутской области Вера Сордонова. Усложняет подсчеты количества торговцев в сети еще и тот факт, что существует множество разновидностей интернет-магазинов. Среди них можно выделить компании, специализирующиеся на торговле через всемирную сеть, и те, в которых совмещается онлайновый и оффлайновый способы продажи. Кроме того, интернет-магазин может функционировать как дополнительный вид деятельности в организации (например, продажа специализированной литературы в психологическом центре) или вовсе не быть официально зарегистрированным (торговля бижутерией ручной работы через социальные сети).

Чаще всего онлайн-покупки совершает продвинутая молодежь и те люди, которые особо взыскательны в подборе товаров. Их совсем не останавливают риски, связанные как со сроками получения вещей, так и с их качеством — не имея возможности потрогать и пощупать товар перед его приобретением, ты покупаешь кота в мешке. Основное преимущество покупать через интернет — в том, что ты можешь сравнивать цену необходимого тебе товара в разных местах (с помощью «Яндекс.Маркет«) и выбирать наиболее приемлемые для себя варианты. Также сеть — настоящая отдушина для тех, кому нужны какие-то редкие специфичные товары. Приверженцы особых формул питания и образа жизни (например, сыроеды) могут найти определенные продукты и предметы быта только в специализированных интернет-магазинах. «Но покупать что-то через интернет лучше только тогда, когда тебе нужен какой-то конкретный товар. Иначе закроешь сайт онлайн-магазина уже после того, как накупишь кучу мелких ненужных вещей, руководствуясь их смешной ценой», — советует один из покупателей интернет-магазинов Антон Климов.

Другой активный пользователь онлайн-«шопов», Владимир Смирнов, покупает через интернет практически все, кроме предметов личной гигиены. «В Иркутске либо нет хороших качественных вещей, либо они стоят в два-три раза дороже, чем в Москве или за рубежом. Также в интернет-магазинах более развит рынок техники, бывшей в употреблении: купить айфон на каком-нибудь онлайн-акуционе, например eBay, в полтора раза дешевле, чем приобрести телефон у кого-нибудь с рук», — рассказывает Владимир. В этом году он купил четыре подержанных айфона себе и своим друзьям. «Мой телефон сначала исправно работал, а через месяц погас во время зарядки. Написал продавцу, у которого его покупал, он согласился принять товар на ремонт, даже несмотря на то, что у меня к тому времени уже закончился срок гарантии. Я отправил в США сломавшуюся вещь за свой счет. В результате мне бесплатно привезли новый айфон. Интересно, что экспресс-почта шла за океан 35 дней, а обычная — всего 25. В общей сложности я был без своего айфона около трех месяцев, но это, безусловно, того стоило — сейчас телефон отлично работает», — рассказал Владимир.

Еще один пользователь интернет-магазинов — Елена Петрова — также делится положительными отзывами об онлайн-«шопах». «В США и Великобритании я заказываю самые разные вещи — одежду, обувь, косметику, парфюмерию. Сейчас я даже жду из-за рубежа седло и шубу. Почти все вещи, даже с учетом доставки, выходят гораздо дешевле, чем если бы я покупала эти товары в Иркутске. Недавно я заказала в США за 1500 рублей четыре вещи: два трикотажных пончо, кофту из кожзаменителя и просто шикарные вечерние туфли. Если что-то из одежды не подходит мне по размеру, я дарю вещи своим знакомым или перепродаю на местных форумах — по той же цене, которую я за них заплатила, поскольку с ними не жалко расставаться».

Китайский кот в мешке

В последнее время во всем мире набирают обороты китайские интернет-магазины. Онлайн-публика в основном прельщается низкой стоимостью товаров (в интернет-магазине Taobao, пожалуй, самые дешевые вещи в мире) и бесплатную доставку в любую точку света. Правда, рассчитывать на отменное качество товаров на онлайн-«шанхайках» не приходится. Так что любители китайских фонариков, аккумуляторов и различных гаджетов должны быть готовы, что эти предметы могут сломаться в любой момент. К более дорогим товарам, например сотовым телефонам и фотоаппаратам, гарантийные талоны не прилагаются. Таким образом, в связи с отсутствием специализированных сервисных центров, предмет китайского производства невозможно отремонтировать даже за свой счет.

Еще один недостаток китайских магазинов — длительный срок доставки. В России все посылки из Поднебесной идут через Москву, других перевалочных пунктов на территории огромной страны не имеется. «Так что к нам в Иркутск посылка из Китая идет намного дольше, чем из стран Европы или США. Если из Великобритании я еще рискну что-то заказать на новогодние подарки, то из Китая — никогда. Посылка просто не дойдет к нужному сроку», — рассказывает Елена Петрова.

Кстати, один из самых «злостных» русскоязычных китайских интернет-магазинов, на который поступают жалобы со всей России, зарегистрирован в Ангарске — это магазин электронных товаров из КНР «СТН» (chinawebshop.ru). Фактически менеджеры компании находятся в Москве и городах Китая.

Как сетует главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Вера Сордонова, за три года к ним поступило более 60 жалоб на этот горе-магазин. «СТН» нарушает сроки доставки, а иногда и вовсе не отправляет покупателям уже оплаченный ими товар. В компании нет складов, ее сотрудники работают «с колес». Естественно, там никто не заполняет гарантийные талоны. Мы стремимся закрыть компанию через суд и надеемся, что нам удастся это сделать», — рассказывает Вера Сордонова.

Почта как сварливый родственник, которого приходится терпеть

В дебрях интернета «гуляет» ода, посвященная «Почте России»: «Она доставит, пусть не сразу. Слегка побьет дисплей и вазу, айфон и фотоаппарат. Чуть-чуть раскроет упаковку и кое-что достанет ловко. Зато доставит! Ты не рад?» Данное произведение отлично характеризует работу одной из самых консервативных государственных организаций. Пользователь интернет-форума под ником abhi рассказывает, как в своей посылке вместо заказанной жилетки обнаружил… оригинальные часы, стоящие по меньшей мере 500 евро. На посылке значилась другая фамилия; очевидно, ящики были перепутаны. Еще одному, более невезучему интернет-пользователю, вместо синтезатора весом 8,3 кг пришла девятикилограммовая коробка с одеждой. «В итоге остался ни с чем и в убытке на 670 долларов. По треку посылка мне вручена, так что мои жалобы интернет-магазином не принимались. Ну а «Почта России» будто и ни при чем: мол, таможня мешки перепутала или бирки на мешках», — пишет makray.

Но при всех недостатках «Почты России», у нее есть и свои «бонусы», касающиеся беспошлинного ввоза товаров. Получать посылки без уплаты таможенных пошлин можно, только если стоимость товаров, пересылаемых в течение месяца в адрес одного получателя, не превышает 1000 евро, а их суммарный вес — не более 31 кг (иначе взимается пошлина в размере 30% от стоимости). Если в курьерских службах доставки (таких как DHL Express, UPS, Fedex и других) федеральная таможенная служба жестко контролирует учет всех поступающих из-за рубежа посылок, то «Почте России» есть какие-то послабления. Это представляет существенную выгоду активным интернет-покупателям. «Я пользуюсь только услугами «Почты России» и ее филиалом, занимающимся экспресс-доставкой — EMS Russian Post. Здесь меньше рисков «влететь» на таможне, иначе просто нет смысла заказывать через интернет-магазины. Один мой приятель заказал в США партию футболок. При растаможке их цена увеличилась в полтора раза, и он решил отправить посылку обратно», — рассказывает Владимир Смирнов.

Интернет-магазины — это знаковое явление сегодняшней жизни, которое позволяет купить именно то, что тебе нужно, и за ту цену, которую выберешь ты сам. При этом обычные магазины, наверное, никогда не сдадут свои позиции — тем, кому нужен товар здесь и сейчас, не перестанут скупать вещи с прилавков.

"Байкал24"

по информации



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ