Социальная защита населения: реальные очертания условной формулы

Одной из ведущих структур в правительстве Забайкальского края является министерство социальной защиты населения. Деятельность этого органа сложна и многообразна. Нагрузка на региональный бюджет ежегодно возрастает, а потребность в социальной защите не уменьшается. В 2009 году губернатором края издано Распоряжение о проведении эксперимента по переводу ряда государственных подразделений министерства в автономные учреждения социального обслуживания. Нормативная база существует в рамках Закона “Об автономных учреждениях”, вступившего в силу с января 2007 года.

Автономное учреждение — это новая организационно-правовая форма юридического лица. Как и бюджетное учреждение, оно призвано выполнять, прежде всего, социально значимые функции. Это, с одной стороны, с другой же, по сравнению с бюджетной организацией, наделяется широкой финансово-хозяйственной и имущественной самостоятельностью. В определенной мере это “гибрид” некоммерческой и коммерческой организации. Здесь надо сразу заметить, что автономное учреждение, как и бюджетное, сохраняет за собой гарантию бюджетного финансирования в виде предоставления субсидии в рамках сформированного задания, но эта “подпитка” носит ограниченный характер. В своей деятельности автономное учреждение нацелено на выполнение своих прямых обязанностей по выполнению задания учредителя (минсоцзащиты) и в тоже время его деятельность направлена на самоокупаемость, то есть на получение внебюджетных доходов.

Дитя бюджета — в автономное плавание

В социальном обслуживании края сегодня работают 63 учреждения, из них 12 — автономные. — Причем, все они разные по типу, — говорит Георгий Рева, министр социальной защиты Забайкальского края, — это не только дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Есть реабилитационный центр, социальный приют и санаторно-курортные учреждения, которые одновременно являются и реабилитационными центрами, тому пример “Шиванда" и ее филиал “Ургучан”. Мы сознательно пошли на перевод различных типов учреждений. Стояла задача на практике проверить, как в новой структуре учреждения с различными функциями будут работать, ведь источники внебюджетных средств совершенно разные. Если в домах-интернатах такими источниками являются подсобные хозяйства, то санаторные учреждения и реабилитационные центры оказывают услуги санаторного типа.

Почему выбор по поведению эксперимента выпал на долю минсоцзащиты края? Да только потому, что эта структура на протяжении последних полутора десятков лет системно занимается получением доходов за счет внебюджетной деятельности. За это время заработаны сотни миллионов рублей на оказании социальных услуг и ведении производства. Да именно производства, деньги от которого аккумулируются вновь на социальное обслуживание населения.

Хочешь жить — умей вертеться

При дефиците регионального бюджета иного не дано, чтобы достойно содержать огромное хозяйство социального обслуживания населения. Каждое учреждение — бюджетное или автономное, вносит свой вклад в общую копилку внебюджетных доходов, за девять месяцев текущего года она пополнилась почти на 130 миллионов рублей. Безусловный лидер — Государственное автономное учреждение социального обслуживания “Атамановский дом-интернат для престарелых и инвалидов”, его внебюджетные доходы составили около 26 миллионов рублей.

— Финансовый год — говорит Александр Мальцев, директор дома-интерната, — закроем, где-то в пределах 30-35 миллионов рублей. У нас есть план по внебюджетным доходам, ежеквартально отчитываемся перед министерством. В том числе и по основной деятельности, во главе угла которой — удобство и комфорт 561 человека, проживающих в доме-интернате.

А теперь о том, как формируются внебюджетные доходы. При Атамановском доме-интернате создана целостная инфраструктура производства и реализации готовой продукции. Как она работает, судите сами: в отделении дома-интерната села Танха на хорошо оборудованных фермах содержится свыше 1000 голов свиней прекрасного породного состава с привесами в откормочной группе от 400 до 470 граммов в сутки. Кроме того, птица — 300 гусей (до недавнего времени было 1000 голов) и около 1000 кур, дающих в год до 40 тысяч яиц. Все это шумно-крикливое племя кормится со своего мини — комбикормового завода, производящего полнорационные корма, в том числе и для крупного рогатого скота. (КРС свыше одной тысячи голов содержатся на фермах иных учреждениях социального обеспечения края).

— Мы можем делать любой комбикорм, — поясняет Александр Мальцев, — для молочного стада или для откорма скота мясной продуктивности. Но, в основном, готовим для свиней. Комбикорм имеет все необходимые компоненты для полноценного питания животных и птицы. Наша продукция пользуется спросом, ее охотно приобретает население.

Работают в подсобном хозяйстве проживающие здесь молодые инвалиды, замечу, получают заработную плату, а также наемные работники.

Но вернемся в Атамановку, где сосредоточена основная производственная перерабатывающая база. Вся продукция, выходящая из стен того или иного производства, прежде всего, попадает на столы проживающим в доме-интернате, а вот то, что сверх этого, идет на реализацию. Теперь по порядку в конспектном изложении. Цех консервации — заготовил на зиму огурцы, помидоры, кабачковую икру и другое, сейчас осваивает производство свиной и говяжьей тушенки. Цех мясных полуфабрикатов — нарезка из говядины и свинины. Рубленые полуфабрикаты — котлеты, тефтели, фрикадельки, голубцы, биточки. Тестовые полуфабрикаты — пельмени, колдуны и позы. За год цех перерабатывает 50 тонн мяса.

Отлажено производство кондитерских и хлебобулочных изделий. В смену выпекается 1300 булок хлеба первого сорта и с отрубями.

Продукция, надо заметить, отличного качества, поступает на реализацию в магазины поселка Атамановка и социальные учреждения Читы.

Точкой роста внебюджетных доходов дома-интерната является и швейное производство, которое заработало в прошлом году 1 миллион 200 тысяч рублей. Все вышеперечисленное — это далеко не все.

Базовый элемент

Таковым в минсоцзащиты края стала некоммерческая Ассоциация “Содружество”, которая объединила все учреждения.

— Именно через “Содружество”, — поясняет Георгий Рева, — мы берем длинные кредиты в Россельхозбанке на оборудование, технику, на племенных животных и на пополнение оборотных средств. Заключив договор с банком или лизинговой компанией “Содружество”, заключаем затем договор с учреждением, которое, платя ежемесячные взносы, получает кредит или технику по лизинговой схеме. Такая форма для бюджетного учреждения не могла бы существовать. А тут все реально и все прозрачно.

Поступательность и системность — основа минсоцзащиты в работе со своими учреждениями. Да, сегодня автономные учреждения по закону сами могут брать кредиты, но для этого нужна залоговая база, а ее нет, имущество находится в собственности учредителя, это одно, второе — уровень подготовки специалистов, способных вести коммерческую работу, пока невысок. “Содружество” же за четыре года своей работы наработало залоговую базу и серьезный профессиональный опыт. Но пройдет время, и у автономных учреждений появится собственное имущество, будет, что-то строиться, приобретаться техника и все это будет уже их собственностью, которую можно передавать в залог и брать кредиты.

Поверить практикой гармонию

Гармонизировать бюджетную и коммерческую деятельность не просто, все-таки социальная защита населения это очень специфическая сфера общественных отношений. Здесь играть в игрушки не приходится, приходится иметь дело с конкретными людьми с ограниченными возможностями, которым необходимо создать достойные условия жизни, обеспечить которые обязано государство и нести бремя по содержанию того же имущества. Никакие внебюджетные доходы не покроют расходов по капитальному ремонту зданий и сооружений, котельных и теплотрасс, и т.д.

— Все хотят, чтобы курица моментально несла золотые яйца, — образно замечает министр, — но так не бывает. Сейчас идет перестройка механизма финансирования с установкой государственных заданий автономным учреждениям. Нагрузка на бюджет снижается, она и раньше снижалась, потому, что у нас были внебюджетные средства. Конечно, мы из года в год будем стараться наращивать эту внебюджетную составляющую, но у нее есть свои пределы. Полностью уйти от бюджетного финансирования — это нереально. Мы не завод и не сельскохозяйственное предприятие, у нас иное предназначение. Но если мы снизим нагрузку на краевой бюджет хотя бы на 35-40 процентов, это будет просто здорово, правда, это потребует значительных усилий.

Принятие Закона “Об автономных учреждениях” сопровождалось в обществе достаточно бурными дискуссиями и полярными мнениями о его целесообразности. В определенной мере правовой статус автономного учреждения до конца и сегодня еще неясен, есть риски и “темные пятна”. Но закон есть, и он работает и, как мы убедились в достаточно тонкой сфере, сфере социальной защиты населения Забайкальского края.

Аркадий КАЛИНИН.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ