14 ноября в 08 часов 14 минут 03 секунды по московскому времени состоялся пуск ракетно-космического комплекса «Союз-ФГ»-«Союз ТМА-22» в рамках 29-30 экспедиции на МКС с иркутянином на борту. В основной состав экипажа утвержден бортинженер Анатолий Иванишин, который родился и вырос в Иркутске. Корреспонденту «Областной» удалось связаться с космонавтом перед стартом и он рассказал о задачах, которые предстоит выполнить экспедиции, и о своих ощущениях перед полетом. Анатолий Иванишин стал уже четвертым уроженцем Иркутской области, полетевшим в космос - иркутяне были представлены в отряде космонавтов с самого первого - "гагаринского" - набора Борисом Волыновым, затем на станции "Мир" работал Александр Полещук, а в мае нынешнего года закончилась космическая вахта на МКС Дмитрия Кондратьева. Перед полетом
– Анатолий Алексеевич, какие вы сейчас испытываете ощущения перед полетом?
– Никаких.
– Абсолютно никаких?
– Абсолютно. Помню, когда я занимался парашютным спортом в иркутском авиационном спортивном клубе ДОСААФ, перед первым прыжком мне тоже не было страшно. Страх пришел уже после нескольких следующих прыжков. А перед первым прыжком человек еще не понимает, на что он идет. Наверно, и сейчас работает тот же самый эффект.
– Неужели ничуть не переживаете? Ведь вы долго и упорно шли к своей цели…
– Я не вижу повода для переживаний. Я действительно долго шел к этой цели. Но я воспринимаю это как свою работу. Вы же не волнуетесь перед тем, как вам предстоит взять интервью.
– Анатолий Алексеевич, суеверный ли вы человек?
– Абсолютно не суеверный.
– Но, тем не менее, может быть, вы возьмете с собой на борт какие-нибудь книги, фотографии?
– Да, я везу с собой много фотографий родных мне людей.
– А скажите, существуют ли вообще космические суеверия, традиции?
– Есть такая традиция – смотреть перед полетом фильм «Белое солнце пустыни». И это мероприятие у нас запланировано сегодня вечером. И я тоже буду его смотреть.
– Анатолий Алексеевич, до полета у вас осталось меньше двух суток. Что вам предстоит еще сделать за это время?
- Сегодня будет заседание государственной комиссии, которая примет окончательное решение. Вечером будет большая пресс-конференция. Вот, собственно, и все.
– По традиции космонавты, улетающие с Байконура, высаживают деревья на аллее космонавтов на 17-й площадке. Вы тоже будете сажать деревья?
– Да, мы пару дней назад уже посадили деревья.
Задачи
– Вы прошли большую подготовку и у Вас, наверно, сложилось впечатление, что ждет вас на станции?
– На станции меня ждет планомерная работа в течение четырех месяцев и любование планетой Земля.
– Анатолий Алексеевич, космонавт Дмитрий Кондратьев, как и Вы родившийся в Иркутске, вел блог, находясь на борту МКС. В блоге он помещал замечательные фотографии о жизни на орбите. Собираетесь ли Вы последовать его примеру?
– Пока не уверен.
– Анатолий Алексеевич, Вы стартуете в год 50-летия со дня полета в космос Юрия Алексеевича Гагарина. В нынешнем году в СМИ появилось немало публикаций о том, что пилотируемая космонавтика не оправдывает себя: в космосе эффективнее работают автоматы (спутники связи, навигации, дистанционного зондирования Земли, разведывательные спутники), и держать там людей – дорогое и никому не нужное дело. Я думаю, Вы, как профессиональный космонавт, наверняка, думаете иначе. Поясните, пожалуйста, зачем, по Вашему мнению, необходимо постоянное непосредственное присутствие человека в космосе?
- Безусловно, сегодня автоматические системы могут выполнить очень большой объем работ в космосе. Но, тем не менее, мы сегодня летаем в международные космические экспедиции. Это проект, в котором принимают участие Россия, Европейское космическое агентство, США, Канада. И все эти страны считают интересным и нужным поддерживать свое участие в проекте. Есть ряд вопросов, которые не могут быть решены при помощи только автоматических устройств, в том числе само пребывание человека в космосе. Вы знаете, что за эти 50 лет уже были и полеты к Луне, уже идет речь о полетах к Марсу, к астероидам. И все эти полеты дальше земной орбиты возможны благодаря новым технологиям, которые не могут появиться из ничего. И сама Международная космическая станция, и те полеты, которые мы производим на нее на кораблях, позволяют отрабатывать те технологии, которые будут необходимы для полета дальше, чем низкая околоземная орбита. Автоматические же системы просто не имеют системы жизнеобеспечения экипажа. Кроме того, отрабатываются методики поддержания жизни и работоспособности операторов в условиях длительного космического полета. И, конечно, выполняется, ряд исследовательских работ. Поэтому, я убежден, что в обозримом будущем оба эти направления – и пилотируемая, и беспилотная космонавтика – будут развиваться параллельно.
– Анатолий Алексеевич, в конце активной деятельности станции «Мир» ее экипажи немало времени тратили на поддержание самой станции в работоспособном состоянии, на ремонт и профилактику бортовых систем, а на научные исследования времени почти не оставалось. Какова программа Ваших личных исследований в предстоящем полете на МКС? Ясно, что программа велика, но все же, расскажите, пожалуйста, о самых интересных для вас будущих экспериментах.
– В экспедиции запланировано более семисот часов времени экипажа, посвященных выполнению научных экспериментов. Я буду выполнять эксперименты разнообразной тематики. Например, один из новых экспериментов, в которых мы будем принимать участие, называется «Микроспутник». Наша задача - установить микроспутник, который придет на грузовом корабле. И если раньше грузовой корабль, после того, как он доставил груз и забрал то, что необходимо утилизировать, сгорал в атмосфере, то в этот раз он поднимет орбиту с четырехсот до пятисот километров, и там от него отстыкуется спутник, который весит килограммов сорок. Благодаря современным достижениям техники стало возможным на этот небольшой аппарат установить аппаратуру, которая в различных диапазонах волн будет собирать данные о грозовой деятельности на Земле.
Еще один эксперимент – медико-биологического характера – называется «Иммуно». Для того, чтобы его выполнить, я буду должен брать кровь из вены у своего коллеги. Задача для меня, как для военного летчика, совершенно неспецифическая. Мне никогда раньше этим не приходилось заниматься. Но перед космическим полетом у нас были занятия со специалистом из института медико-биологических проблем. Мы были обучены, сертифицированы. Мы провели опыт со взятием крови из вены живого человека, в ходе которого никто не пострадал.
– Международный космическая станция строится не первый год, но ее окончательный монтаж еще не завершен. Предстоит стыковка с МКС новых модулей, включай российский. Каковы на сегодня основные задачи, которые решаются на российском сегменте станции?
- Задачи, которые решаются на российском сегменте станции – это поддержание ее в работоспособном состоянии, дооснащении, проведение научных экспериментов в различных областях естествознания. Для выполнения этих задач в ходе нашей экспедиции у нас запланированы прием грузовых кораблей, их разгрузка, загрузка, отстыковка. Во время нашей экспедиции от нас отстыковывается экипаж, который находится там, прилетает другой экипаж, которых мы встречаем. Возможен прилет американских коммерческих кораблей «Дреден» и «Сиднес» - но это еще под вопросом. Скорее всего, мы не застанем прилет европейского грузовика: он придет буквально сразу после нашего убытия со станции, если ничего не изменится. Запланирован один выход в открытый космос, который будут выполнять мои коллеги Олег и Антон (Антон Шкаплеров – командир экипажа, Олег Кононенко - стартует на станцию 21 декабря, прим. ред.). И плюс программа экспериментов, которые каждый день выполняются на станции. Будет идти обычная размеренная жизнь – в нашей экспедиции ничего экстраординарного нет.
– На борту МКС сейчас постоянно работают шесть человек – представители разных стран. Вы тренировались в составе экипажа из трех человек, и, наверно, уже хорошо друг друга знаете. Но на борту будут еще ваши коллеги, с которыми, вы возможно, даже не знакомы. Ожидаете ли вы каких-либо проблем во взаимоотношениях с астронавтами? Ведь полгода в замкнутом пространстве – очень непросто психологически…
- Во-первых, экспедиция будет длиться уже не полгода, потому что наш старт перенесен по времени. Изначально, он был запланирован на 30 сентября, потом был перенесен на неделю раньше. Но из-за аварии при запуске грузового корабля «Прогресс» наш старт был перенесен на два месяца позже, поэтому экспедиция будет длиться четыре месяца.
Во-вторых, я был бы сильно удивлен, если бы мне удалось встретить на станции кого-то незнакомого. Дело в том, что число людей, занимающихся исследованием космического пространства, на сегодняшний день крайне невелико. Поскольку станция является международной, при подготовке к полету мы проходим тренировки на базе разных космических агентств. И, в общем-то, большинство людей друг друга знают. Во всяком случае, те, которые летят в смежных экспедициях, знают друг друга очень хорошо. Поэтому никого незнакомого мне там увидеть не доведется. Мы должны были провести порядка полутора месяцев вместе с тем экипажем, который сейчас на станции, но теперь мы вместе будем пять-шесть дней. А несколько месяцев мы проведем с экипажем, который прилетит позже. В общем-то, я не ожидаю каких-либо сложностей, потому что всех этих людей я знаю, некоторых знаю хорошо. Например, двух астронавтов из экипажа, который сейчас находятся на станции, – Майкл Фоссум (США) и Сатоси Фурукава (Япония). Мы с ними вместе дублировали Диму Кондратьева.
– Какой у вашего экипажа будет позывной?
– Наш позывной «Астрей», это повелитель звезд.
– В 60-хх годах прошлого века профессия космонавта считалась престижной. Однако сейчас у молодежи другие приоритеты. Как, по вашему мнению, можно повысить престиж профессии космонавта?
– Каждый сам выбирает свою дорогу в жизни и занимается тем, чем ему интересно. Если вы нашли себя в каком-то деле, то ради бога, занимайтесь этим. Важно, чтоб вы были хорошим специалистом. Для меня это существенно важнее чем то, где и кем вы работаете.
– А ваш сын Владислав определился, кем он хочет стать?
– Сейчас он учится в институте на втором курсе. И когда он его закончит, я думаю, у него будет четкое понимание того, кем он хочет стать.
Об Иркутске
– Анатолий Алексеевич, Иркутску в этом году исполнилось 350 лет. В последнее время город сильно преобразился. Какие, на ваш взгляд, знаковые места, формируют облик Иркутска?
– Больше всего времени в Иркутске я провел в центральной части города, потому что я там жил и учился. Могу выделить небольшой скверик возле цирка. Мы учились в 11 школе, там мы частенько встречались с одноклассниками. Знакова Крестовоздвиженская церковь: там мы венчались с супругой, это было сразу после окончания училища.
– А давно вы в последний раз бывали в Иркутске?
– Чуть больше года назад.
– Мы желаем вам доброго полета, полного выполнения программы, отсутствия всяких ЧП на орбите и мягкой посадки в заданное время и в заданном районе. Кроме того, мне бы хотелось передать вам просьбу от иркутян, которые сейчас работают над восстановлением в нашем городе планетария. Если получится, сделайте, пожалуйста, снимок Байкала из космоса. Этот снимок будет размещен в экспозиции будущего планетария, где вы всегда будете желанным гостем.
– Я постараюсь сделать такой снимок. Я неоднократно бывал в иркутском планетарии, когда еще учился в школе, мне всегда это было очень интересно.
СПРАВКА:
Иванишин Анатолий Алексеевич, бортинженер ТПК «Союз-ТМА», бортинженер МКС-29/30, космонавт-испытатель ФГБУ «НИИ Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина», подполковник ВС РФ. Родился 15 января 1969 года в Иркутске. В 1986 году окончил иркутскую среднюю школу № 11 и поступил в Иркутский политехнический институт. В 1987 году поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1991 году по специальности «летчик-инженер». Освоил самолёты Л-39, МиГ-29, Су-27. Имеет общий налёт 527 часов. Военный лётчик 3 класса. Инструктор парашютно-десантной подготовки. Имеет квалификацию «офицер-водолаз». В 2003 году окончил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и получил квалификацию «информатик-экономист». С июня 2003 по июль 2005 годов прошел курс общекосмической подготовки. В июле 2005 года на заседании Межведомственной комиссии ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель». С 2005 по июль 2009 годов проходил подготовку в составе группы специализации по программе МКС. С декабря 2010 г. готовился к космическому полету в составе дублирующего экипажа МКС-27/28 в качестве бортинженера ТПК «Союз-ТМА», бортинженера МКС-27/28. С апреля 2011 года готовился к космическому полёту в составе экипажа МКС-29/30 в качестве бортинженера ТПК «Союз-ТМА», бортинженера МКС-29/30.
Автор: Равиля Фаттахова.
Фото предоставлено пресс-службой ФГБУ «НИИ Центр подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина».
"Байкал24" опубликовано